Раскрою вам секрет. Не всегда понимаю и принимаю творчество Романа Виктюка. На спектакль "Мандельштам" очень захотелось пойти. Прочитала отзывы, в Москве уже зрители видели, и некоторые не по разу. На десятки положительных один -два негативных. Перед началом спектакля удивительно мягкий голос Романа Виктюка попросил убрать наши дорогие игрушки, чтобы не мешали артистам. И как-то сразу установилась атмосфера взаимопонимания и доверия. "Мандельштам" - первая постановка в России одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро.
спектакль "Мандельштам"
Пять действующих лиц: Осип Мандельштам, его жена Надежда, поэт Борис Пастернак с женой и Иосиф Сталин. Сталин присутствует на сцене постоянно. Зловещая фигура, временами напоминающая робота. Монотонный, уверенный в своей правоте голос. Вызывающий отвращение и раздражение одновременно. В спектакле идет речь о самых тяжелых для Мандельштама временах.
спектакль "Мандельштам"
Пьеса основана на документальных фактах жизни Осипа Мандельштама и судебного процесса над ним. В то страшное время мог выжить тот, кто умел вовремя промолчать, знать, что, где и как сказать. Не буду пересказывать подробно содержание. Роман Виктюк создал спектакль о судьбе великого поэта, о вечном противостоянии художника и власти. Осип Мендельштам, с его обостренным чувством совести не мог идти против самого себя. Душа поэта не терпит неискренности. Его жестокая Муза не дает ему молчать
...Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,И сияют его голенища
.А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз
.Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
Ссылка, а потом запрет жить в больших городах. Даже лучшие друзья отвернулись от поэта из-за страха за свою жизнь.
Вспоминаю, как мой отец рассказывал мне о том времени, когда он сам был еще мальчишкой, самым младшим в семье. И у него было шесть старших сестер. Семья занимала большой дом где-то под Сталинградом. Дружная трудолюбивая семья. Сестры повыходили замуж и жили практически отдельно. Дом разделили, у каждой семьи было небольшая квартира со своим входом. Рано утром их мама тихонько обходила всех сестер, проверить, все ли на месте. Ночью по улице ездила зловещая машина. Как-то раз увезли мужа красавицы Ривы. Он работал фармацевтом, тихий образованный человек, мухи не обидит... Реабилитирован посмертно. Рива одна воспитывала дочь.
Мощнейшее погружение в эпоху, невероятная игра актеров, и конечно, блестящая режиссура. Смелый и сильный спектакль. Очень тяжелый и жесткий. Восприятию способствуют декорации - символы. Что - то типа виселицы с тряпичными куклами посредине сцены вызавает мрачные ассоциации. Интересна находка режиссера со щитами с фотографиями пострадавших от сталинских репрессий: сам Осип, его жена, Гумилев, и другие, мной неузнанные. Эти щиты с фотографиями, сделанными при арестах, лежали под ногами. Сталин шагал всегда по ним, не глядя. Чувства обострены до предела."Судьба Осипа Мандельштама - один из страшных примеров того, что творила сталинская система с великими поэтами, писателями, художниками, режиссерами, учеными - несть им числа! И об этом необходимо говорить и даже кричать. Особенно сейчас, когда память об этом ужасе у многих уже начинает сглаживаться, когда страх поколений другому поколению уже не передается", - отметил Виктюк.
спектакль "Мандельштам"
После окончания спектакля невозможно расслабиться. Уже день прошел, а мысли не отпускают. Вечером посмотрела спектакль, и ночи как не бывало. Утром заставила себя пойти на занятия спортом. Не могла сосредоточиться на указаниях тренера. А перед глазами сцены из спектакля. И странные ассоциации...
Фото
Саша Деда