«Люди Черного Дракона» Алексей Винокуров
Из прочитанных книг современных российских писателей именно эта произвела наиболее цельное впечатление, несмотря на то, что построена она на столкновении противоположностей: реальности и мистики, ироничного стиля и трагического накала, четырех (как минимум) абсолютно разных национальных менталитетов. Очень насыщенное письмо, увлекательные истории, яркие персонажи. Нерядовая книга.
«Тайные виды на гору Фудзи» Виктор Пелевин
Увлекательно сделанная история поисков счастья, есть совершенно замечательные куски, когда читателя знакомят с ощущениями человека на разных (восходящих) ступенях духовного (в буддистском смысле) просветления. Финал оставляет впечатление пшика, вся магия оказывается нужна только, чтобы одной конкретной женщине подчинить себе одного конкретного мужчину.
«Апельсины из Марокко» Василий Аксенов
Три ранних произведения Аксенова, помимо заглавной повести еще «Пора, мой друг, пора» и «Звездный билет». Хотя реалии советские, давно ушедшие, но в центре внимания человеческие отношения - любовь, дружба, родственность, и читается вполне современно, автор играет с подачей текста, ведя повествование от имени то одного рассказчика, то другого, вдруг переходит к рассказу «от третьего лица», любит вставлять в диалоги выражение (в ироничном ключе), давшее название моего журнала - «Жуткое дело!».
«Классическая музыка для чайников» Дэвид Пог, Скотт Спек
Легкая, несмотря на тему, книга, очень забавная, информативная (для тех, что не обучался в музыкальной школе): сведения о композиторах, музыкальных формах (что такое симфония, соната, сюита и т.д.), инструментах, азах музыкальной теории, но подано с таким юмором, что читается как увлекательный роман.
«Влюбленный агент» Виктор Пивоваров
Книга современного, хотя уже и немолодого, художника, которого причисляют к московским концептуалистам, хотя он уже много лет живет в Праге (в книге есть история его знакомства с Миленой Славицкой, ставшей его женой), книга-альбом-воспоминание о различных периодах его жизни/творчества (здесь можно посмотреть картинки с московской выставки Пивоварова и ему посвященный стишок
https://chugaylo.livejournal.com/416606.html). Книга хороша еще тем, что, читая её, сам невольно заражаешься творческим энтузиазмом автора.
«Как нам жить? Мои стратегии» Кшиштоф Занусси
Давно заприметил эту книгу в книжном, но купил не так давно. Известный польский кинорежиссер пытается, как может, ответить на вопрос, вынесенный в заглавие. Он в данном случае не ментор, а собеседник, предлагающий альтернативные пути и издержки, которые ждут человека на этих путях в разные периоды его жизни. Для иллюстрации приводятся фрагменты из сценариев его фильмов, попутно он вспоминает о своей жизни, родителях, встречах с разными людьми. Написано любопытно, доверительно, хотя и не без многословности.
«Бюро проверки» Александр Архангельский
Неоднозначное впечатление, много интересных бытовых деталей 80-го года прошлого века, Олимпиада в Москве, достаточно замысловато выстроенный сюжет, когда ни главный герой, от имени которого ведется рассказа, ни читатель до последнего на понимают, что на самом деле происходит, то есть дочитать хочется, но мотивировка поступков героев достаточно приблизительная, язык - с претензией на оригинальность.
«Три версии нас» Лора Барнетт
Довольно любопытна идея книги - показать, как могла бы сложиться жизнь случайно встретившихся героев (молодых девушки и юноши) в трех разных вариантах (они сразу расходятся и живут параллельными жизнями, иногда пересекаясь; они сходятся, создают семью и поначалу счастливы вместе; они сходятся, но она, узнав, что беременна от другого, уходит к отцу ребенка), автор последовательно доводит их до финала три раза подряд. Интересно сравнить, чего добились герои в разных вариациях, что обусловлено внутренними причинами, а что - внешними обстоятельствами. Но читать довольного сложно, всё время путаешься в этих разветвлениях.
«Не кормите и не трогайте пеликанов» Андрей Аствацатуров
Первая книга этого автора, которую прочитал. Есть в ней переклички с книгой Архангельского, главный герой (альтер эго автора) - филолог, правда, здесь он уже преподаватель, а там еще учится, и у того и у другого есть любимый учитель, рассказ ведется от первого лица, лицо у Аствацатурова показалось мне симпатичнее, оно работает в частном вузе, общается с коллегами, с девушкой Катей, живущей в Лондоне и вращающейся в полукриминальных кругах, всё это сопровождается интересными наблюдениями героя-автора о жизни.
«И не только Сэлинджер» Андрей Аствацатуров
Это уже не беллетристика, а литературоведение, очень любопытное, хотя и специальное (например, автор приводит многочисленные фрагменты анализируемых произведений в оригинале (английский)). Произведения же принадлежат перу таких писателей, как Генри Джеймс, Джосеф Конрад, Уильям Голдинг, Джон Апдайк и других. Причем анализ интересен сам по себе, безотносительно того, читал ли ранее читатель препарируемый опус или нет, опусы даются в кратком пересказе. Поражаешься - как много, оказывается, вкладывал автор (из перечисленных и др.) в свое сочинение!
«Один день мисс Петтигрю» Уинифред Уотсон
Небольшая, очень милая книжка, слегка напоминающая Вудхауза, о бедной, практически нищей и уже не очень молодой мисс Петтигрю, которая в течение одного дня благодаря обстоятельствам и скрытым от неё самой до поры до времени способностям полностью меняет свою жизнь. Легкое, летнее чтение.
«Не прощаюсь» Борис Акунин
Последний (во всех смыслах) роман из фандоринского цикла о гражданской войне в России (Москва и путешествие в Харьков). Очень увлекательно написанный, с лихими поворотами сюжета, расследованиями, безвыходными ситуациями, яркими персонажами, в лучших традициях. Показывая разные действующие силы - большевики, белые, анархисты - автор никому не отдает предпочтения - куда ни кинь, всюду клин. Финал оставляет странное впечатление, непохоже на Фандорина. Может быть, поэтому - не прощаюсь?
«Далекое близкое» Илья Репин
Все книги, о которые перечислены выше, по-своему интересны, а некоторые так и вовсе замечательны, но если бы меня спросили порекомендовать из них только одну, я бы выбрал последнюю - «Далекое близкое». Куплена она была на книжном фестивале на Красной площади сразу после того, как мы сходили на масштабную (бесконечную) выставку Репина в Новой Третьякове.
(Автопортрет со второй женой Натальей Нордман-Северовой)
Оказалось, что в писательском мастерстве Репин ничуть не уступает себе художнику. Читать его воспоминания о детстве, юности, приезде в Петербург для учебы в Академии художеств, о встречах со знаменитыми современниками, об истории создания его «Бурлаков» - истинное наслаждение. Так ярко, детально, эмоционально, без малейшего намека на самолюбование написано, что хочется остановить на улице симпатичного человека и прочитать ему вслух хотя бы одну страничку, чтобы поделиться прекрасным.