"ЛЕТО НОЧИ" ДЭН СИММОНС

Jan 09, 2019 12:55




  • 9 янв, 2019 в 12:47






Something wicked this way comes
"Macbeth" Shakespeare

Чувство, что  "Лето ночи" похоже на "Оно" Стивена Кинга больше, чем книга одного автора может позволить себе в отношении романа другого, не вызывая вопросов, не покинет вас все время чтения. И сравнение будет сильно не в пользу книги Дэна Симмонса. При громадном восхищении  "Гиперионом", вынуждена констатировать, что в абсолютном большинстве прочих книг автор грешит многословием, излишней натуралистичностью описаний, алогичностью, пристальным вниманием к гранжевой эстетике и полным отсутствием чувства меры. В моем читательском активе десяток романов писателя и в большей или меньшей степени эти особенности присущи всем. Что не мешает Симмонсу быть автором гениального "Гипериона", сверхпопулярного "Террора", утехи интеллектуала "Друда" и многих других востребованных читателем произведений.

Хотя, если копнуть глубже, источник вдохновения обеих книг роман Рэя Бредбери Something wicked this way comes "Надвигается беда" в русском переводе, написанный в 1962 году. Коннотация с шекспировским "Макбетом", а именно фраза из него вынесена в название, отсылает ко внешнему злу, которое вторгается в пасторальную жизнь маленького городка служа поводом к жутким событиям. В то время как подлинная причина во внутренней готовности членов общины предаться Злу, которое теперь не угрожает каждому из них непосредственно, но рано или поздно потребует жертвы - ребенка, детей, самых беззащиных и бесправных, самых любимых, воплощенное Будущее. И отдав, они стараются забыть, забросать ворохами повседневных забот но память, вина и готовность повторить цикл, просачиваются сквозь поздние напластования, кислотой разъедают души. Превращают внешнее зло во внутреннее.

Спустя семнадцать лет, оттолкнувшись от этого, скромных достоинств романа, Кинг  напишет свое потрясающее "Оно". Еще через пять лет. уже имея за плечами "Гиперион", после которого необходимость кому-то что-либо доказывать должна отпасть сама собой, Симмонс зачем-то наваяет "Лето ночи". После Кинга сюжет выглядит незамысловатым, как грабли. Пятеро подростков из массачусетского городка Элм Хэвен, имеют несчастье учиться в местной школе, монструозном пятиэтажном здании, которая задумывалась как храм науки, сочетающий в одном флаконе младшую, среднюю школу и даже (чем черт не шутит), колледжи с университетом, а также дортуары  для детей окрестных фермеров, которые большую часть времени стали бы жить здесь же.

Изначально планировалось выстроить пять подобных супершкол по единому архитектурному проекту на четырех концах штата с одной в центре, но очередной кризис, сложности с финансированием, а главное - нежизнеспособность проекта привели к тому, что воплотился в жизнь лишь один, да и он ко времени событий должен закрыться: в округе нет такого количества детей; уровень преподавания скверный, а хорошие учителя не идут работать в пользующееся дурной репутацией заведение; городским властям не под силу содержать на балансе огромное ветшающее здание. Тут бы ученикам и порадоваться, тем более, что со школой связаны не только обыденные неприятности, но и некоторые сверхъестественные события, с которыми довелось столкнуться каждому из героев.

Но, словно в предчувствии скорого разрушения, Централ (угу, именно этим, ассоциирующимся у русского читателя совсем с другой средой, словом  называет школу переводчик) тянет загребущие руки к героям книги, не только материализуя их потаенные страхи, но не гнушаясь и прямыми покушениями на жизнь. Выполнено это в удручающем стиле "он-пугает-а-мне-не-страшно", напичкано всеми возможными штампами и общими местами: от Осириса (?) и клана Борджиа до линчевания негра. Чем египетская мифология так не угодила Дэну Симмонсу, бог весть, в "Друде" он снова пройдется по ней асфальтоукладочным катком и сделает корнем зла. Да и пусть бы. Но это так длинно, так омерзительно в описаниях, так непереносимо скучно, что читатель не раз и не два подумает, как хорошо было бы, если бы силы зла взяли, да и поубивали наконец детишек.

Что у Кинга точно, тонко, ясно, логически безупречно. исполнено горькой нежности, то у Симмонса топорно, мутно, алогично и вызывает тошноту на физиологическом уровне. А впрочем, пусть цветут тысячи цветов. "Лето ночи" не помешает мне всем сердцем любить "Гиперион" "Ты принадлежишь крестоформу!"

книги, #книги, Симмонс, современная проза, фантастика

Previous post Next post
Up