Луиза Пенни "Стеклянные дома" (серия об Армане Гамаше)

Jan 04, 2019 19:10



Канадская деревушка Три Сосны - место удивительное, на картах не обозначенное. Идиллические пейзажи, уютная атмосфера, интересные в своем своеобразии жители, за двенадцать книг ставшие мне, как родные - в романах Пенни дух классического детектива гармонично уживается с детективом современным. Светлые и добрые моменты перемежаются драматическими эпизодами, тонкий психологизм оттеняется забавными диалогами. Правда, в некоторых книгах цикла первична именно атмосфера, а детективная составляющая отходит на второй план, однако "Стеклянные дома" - это не тот случай.

Арман Гамаш, некогда старший инспектор, а теперь суперинтендант квебекской полиции, прекрасно смотрится в роли главного героя: наблюдать за ним в работе - одно удовольствие, его личностные качества вызывают восхищение, и по всем при этом он не идеален - Гамаш совершал и совершает ошибки, как и мы все, и сполна огребает последствия.

Начало романа очень интригует: зал суда, Гамаш в роли свидетеля, а позже свидетельское место займут и некоторые жители Трёх Сосен - и во всей этой ситуации чувствуется что-то неоднозначное, тревожное, словно все сложнее, нежели просто раскрытие преступления и поимка преступника. Параллельно нам напоминают о том, что он за человек - Арман Гамаш, и это заставляет гадать, что заставляет его беспокоиться - в чем суть этой истории и с чего она началась?

А началась она с фигуры в длинном темном тяжёлом пальто с капюшоном и маске. Эта фигура впервые появилась на хеллоуинской вечеринке в бистро, а затем принялась безмолвной черной тенью маячить на лугу. Кто это? Что ему нужно? На вопросы незнакомец (незнакомка?) не отвечал и было в его молчании нечто тревожное. Впрочем, долго это не продлилось - спустя два дня в часовне находят тело человека в маске и темной накидке и с изуродованным битой лицом... Жертву все же удается опознать, однако ясности это не прибавляет: какое послание несло это молчаливое двухдневное бдение? кто получил это послание и отреагировал на него столь чудовищным образом?

Стиль изложения у Пенни прекрасен: плавный, красочный, отличающийся гармонией между четкостью и эмоциональностью, а также мягкой ироничностью, которая смягчает детективные эпизоды и поддерживает уютную атмосферу. Отдельно упомяну диалоги, некоторые из них совершенно прекрасны - сплошное удовольствие, дивный тандем юмора и глубины.

Главы из зала суда перемежаются описаниями предыдущих событий - удачное построение повествования, подогревающее интригу. Наметки - что и кто может иметь отношение к делу - проявляются довольно быстро, но найти кусочки мозаики - это полдела, ибо чтобы увидеть картину в целом необходимо расставить их по своим местам.

Рассказываемая в "Стеклянных домах" история продолжает проходящую по нескольким книгам линию о Гамаше и квебекской полиции, и закручена она славно. Психологическая сторона очень хороша, некоторые эпизоды весьма напряжённые, разгадки не сказать, чтобы такие уж неожиданные, но и не очевидные.

"Стеклянные дома" - это не классический детектив, как некоторые романы серии, это детектив психологический и довольно многогранный: тут вам и зал суда, и уют Трёх Сосен, и немного экшна. Достойное продолжение цикла.

P.S. читать серию лучше по порядку, потому что в каждой новой книге много отсылок к предыдущим и по детективной части, и по части взаимоотношений персонажей.

книги, Пенни, #книги, детектив

Previous post Next post
Up