Обложка от первой книги цикла детективов о комиссаре Адамберге, но я напишу про всю серию сразу, ибо не вижу смысла делить впечатления на рецензии по отдельным книгам.
Жан-Батист Адамберг - личность незаурядная.
В первые месяцы пребывания в полиции коллеги окрестили его лешим - за отличное знание каменистых склонов и горных троп нижних Пиренеев. Адамберга это прозвище озадачило, но он быстро доказал, что леший лешим, а полицейский из него вышел хоть куда.
" В течение следующих пяти лет он раскрыл одно за другим четыре убийства, причем вел расследование так, что его коллеги сочли это просто невероятным, а следовательно, неправильным и возмутительным. «Ты ни фига не делаешь, Адамберг, - говорили они. - Ты торчишь в конторе, слоняешься из стороны в сторону, витаешь в облаках, разглядываешь голую стену, рисуешь какие-то каракули, пристроив листок на коленке - словно у тебя в ушах звучат потусторонние голоса, а перед глазами проходят картины реальных событий, - и вдруг в один прекрасный день появляешься и беззаботно, любезным тоном сообщаешь: «Нужно арестовать господина кюре, это он задушил мальчика, чтобы тот не проговорился».
Юный леший, раскрывший четыре убийства, вскоре стал инспектором, а потом комиссаром, и все эти годы он по-прежнему часами что-то чертил, расправив свои бесформенные брюки и пристроив на коленях листок бумаги. И вот две недели назад ему предложили место в Париже. Он покинул кабинет, где за двадцать лет его карандашом было изрисовано все вокруг, и где за все это время жизнь так и не успела ему наскучить." - это цитата из первой книги)
Собственно, личность главного героя, его своеобразное обаяние, нетипичная для полицейского внешняя мягкость и потрясающая проницательность вкупе со странными привычками, и является основной изюминкой этой серии детективов.
Вдобавок автор, кажется, решила проиллюстрировать нам истинность поговорки "подобное притягивает подобное", ибо количество нестандартных, своеобразных, необычных персонажей зашкаливает - взять хоть возлюбленную комиссара, прекрасную деву, то пишущую музыку, то работающую сантехником.)
На мой взгляд, большинство французских детективов еще более неторопливы, чем британские. Хотя это не аксиома, взять хоть Жана-Кристофа Гранже или Франка Тилье. Но "сага об Адамберге" по стилю ближе к классическим детективам о комиссаре Мегрэ, только более ироничная и местами более жесткая - осовремененный вариант с добавлением, как я уже говорила, изюминки в лице необычного главного героя.
В целом мне понравилось. И чем дальше, тем больше.
Первая книга ("Человек, рисующий синие круги"), правда, показалась мне слишком неторопливой: детективные эпизоды щедро разбавляются размышлениями Адамберга о том, о сём, или монологами-рассуждениями других персонажей - написано интересно, местами довольно забавно, но динамика страдает. Впрочем, это касается только первой книги, в последующих действие развивается быстрее.
Детективные сюжеты мне тоже пришлись по душе, и стиль хорош - временами слишком цветисто, это придает серии очаровательное своеобразие - прекрасный вариант, когда хочется отдохнуть от жестких триллеров и подкормиться чем-то полегче, но не менее интересным.
Читать, конечно, рекомендуется по порядку, особо могу отметить "Игру Нептуна" и "Заповедное место" - шикарно, просто шикарно. "Заповедное место", кстати, можно назвать полновесным триллером - более жесткие преступления, налет готичности, но изящный стиль и легкая ирония также на месте.