"Дуэль" Антона Чехова

Jan 07, 2018 19:54



Чехова я не любил с раннего детства ("пасмурное детство" бежало от "пасмурной действительности" русского классика) и любовь к нему не появилась с годами - когда действительно обострился "вкус к литературе", "вкус к языку", когда менялось отношение к литераторам, когда расширялся, благодаря жизненному опыту и мучительным переживаниям", кругозор.
Не нравился мне Чехов, не любы были, в особенности, его юморески. Долго так продолжалось; но вот несколько лет назад - 3 или 4 года - я заново начал его перечитывать (в значительной мере на это повлиял Иван Бунин, мой интерес к нему, к его творчеству, его характеристика чеховского наследия и бунинские отзывы о жизни Антона Павловича).
"Дом с мезонином" (много раз читанный мною, самый любимый чеховский рассказ) таки повлиял на то, что Чехов вошёл в число моих любимых писателей. Чехов с такой любовью, с такой точностью и, я бы сказал, с нежностью, присущей влюблённому мужчине, описывает природу в своих произведениях, что описываемое видишь наяву, слышишь шум, все звуки, чувствуешь запахи...
Мастерство!
Но вот "набредаешь" на "Даму с собачкой" и - от Чехова отворачиваешься.
Женские образы раздражают.
В чём тут дело? Почему так?
Пожалуй, после "Дуэли" я могу точно определить своё отношение к Чехову.
Повесть написана в 1881 году и писание, и по признаниям самого автора, продвигалось с трудом.
Бросается в глаза - Чехов устал от своего творения и пытался его как можно быстрее закончить, судя по нелепости и неправдоподобности завершения.
"Хорошо бы описать дуэль в смешном виде. Тесть будет читать и смеяться, тестя же кашей не корми, а только расскажи или напиши ему что-нибудь смешное", - устами одного из героев повести Чехов практически полностью раскрывает смысл своей "Дуэли".
Это - фельетон, а не что-то "серьёзное".
История столкновения скучающих персон в каком-то маленьком кавказском городишке, причём герои выписаны чуть ли не в карикатурном виде и никакого сочувствия не испытываешь к тем из них, кто попал в "трудную жизненную ситуацию".
Прорывается через текст личное отношение писателя к "женскому вопросу" (вот в чём основная причина моего неприятия Чехова - его "нелюбовь к женщине", его "фон-коренский", позитивистский, взгляд на "кокетку"). Какие-то сплошь экзальтированные, нервные, вечно себе не находящие места особы, поверхностные или вовсе глупые, недалёкие.
Ни одного умного личика (какое-то поистине "оттовейнингеровское нежелание" видеть "женский ум").
Произведения Чехова лишены ЭРОСА. Точнее: чеховский эрос выражается в описании природы, густоты трав, темноты леса и парка, таинственности тумана, окутывающего сад, озеро, пруд, овраг... в странных звуках, доносящихся неведомо откуда...
Чеховская интеллигентность - интеллигентность учёного, который на весь мир смотрит "поверх" (вспоминается позитивист Базаров); и юмор вовсе не спасает прозу Чехова, напротив, этот юмор ещё сильнее "опошляет" то, что и так пошло и мелко.
Чехов - весь в "Дуэли".
Но Чехов очень мил в "Доме с мезонином".
И эту "Дуэль" после "Дома с мезонином", в сущности, можно и забыть.
Впрочем, тот, кто любит Чехова, хорошо отзовётся и о "Дуэли".

книги, #книги, Чехов

Previous post Next post
Up