4 книги Джоджо Мойес

Dec 28, 2017 19:20

Приступила я тут к прослушиванию очередной книги Джоджо Мойес и поймала себя на мысли, что пора бы и отзыв написать, хотя бы на одну из книг этого автора. Прикинула, что их уже 4 накопилась, и поняла, что напишу о всех. Несмотря на то, что ее романы можно назвать чисто женскими и любовными, есть в них очень сильная черта, - это отличный психологический портрет героя. Вторая субъективная черта прозы Моейс, это ее британское происхождение. О том, что я люблю британскую литературу, не буду лишний раз напоминать.


Первое мое знакомство, началось с разрекламированной и воплощённой в кинематографе - "До встречи с тобой". Помню, что была весна и мне остро захотелось простенькой любовной истории без затей. А с учетом, того, что я люблю истории про золушек, мой выбор был более чем оправдан.

Главная героиня Лу Кларк, живет в маленьком городке и работает в небольшом придорожном кафе официанткой. Она и не мечтает, ни о чем большем. Ее все устраивает, даже нелюбимый бойфренд Патрик. Главное, что ее жизнь предсказуема и размерена. Единственный выверт, который она позволяет себе, это стиль и манера одеваться: полосатые (пчелиные) колготки, красная юбка, конфетные резиночки в волосах. Понятно, что имея такой стиль, героиню не воспринимают серьезно работодатели рангом повыше, чем владелец дорожной забегаловки. Но именно, ее нелепый внешний вид и привлекает богатую бизнесвумен, которая нанимает Лу (после того как героиня осталась без работы, по причине закрытия кафе) в качестве компаньона к своему парализованному сыну.

Уилл Трейнор из породы мальчиков, родившихся с золотой ложкой во рту. Он наделен был от природы всем - и умом, и красотой, силой и дружелюбным характером. В деньгах он не нуждался. По всем этим причинам любил он пощекотать нервишки экстремальными видами спорта. Но и тут судьба его берегла, до поры, до времени. Пока, в один отвратительный день, не сбил Уилла безымянный мотоциклист. Тяжелые травмы, которые получил главный герой, парализовали его. Уилл стал квадриплегиком. Как только он осознал, что прежняя его жизнь окончена, а в нынешний его ожидает бесконечная боль и медленное беспомощное угасание, он впал в депрессию стал жаждать быстрой и легкой смерти.

Так и встретились две планеты - Лу и Уилл, чьи орбиты ни когда бы не пересеклись, если бы не упомянутый выше мотоциклист. Перед Луизой была поставлена цель, как минимум не дать ее подопечному покончить жизнь самоубийством, а как максимум, пробудить у того интерес к жизни.

Не скажу, что история шедевральная и лишена клише, нет. Но мне было интересно следить за событиями книги. Во-первых, я не слышала такого термина, как квадриплегия. И даже не подозревала, что могут быть сообщества и группы людей (пускай и на Западе) объединенных такой темой. Для постсоветского пространства инвалиды и их жизнь все еще остаются неудобной темой. Поэтому, тема существования человека с ограниченными возможностями в художественной литературе для меня нова. Невозможно без эмоций воспринимать все подробности жизни парализованного человека, отображенные в книге.
Не менее острой является тема эвтанизии и тут я до сих пор не сформировала собственного внятного мнения.

Во-вторых, мне было интересно следить, за тем как Луиза стала строить и реализовывать планы, по спасению Уилла от депрессии. Мне совсем не верилось, что инфантильная девочка, которая всю жизнь только и делала, что бегала от собственных проблем, вдруг сможет помочь чужому человеку, да еще такому, который и не желает ни какой помощи. И автору удалось достаточно правдоподобно, на мой взгляд, показать весь путь, который смогла пройти Луиза, чтобы хотя бы заинтересовать своими планами такого сложного и трудного товарища, как Уилл Трейнор.

И, наверное, третьим и основным фактором, заставившим меня прочитать книгу до конца, является легкий слог автора. В истории есть очарование сказки о покалеченном принце и спасенной принцессе. И пускай конец истории был предсказуем, мне (как и большинству читателей) хочется верить в лучшее.



Следующая книга "После тебя" является логическим продолжением предыдущей книги. Уже из названия понятно, что в книге разворачиваются события, произошедшие после смерти Уилла. Книге можно дать родзаголовок: «Уилл, что ты с нами со всеми сделал?».

Луиза получила по завещанию деньги, и теперь пытается изменить свою жизнь к лучшему. По крайней мере Уилл, хотел, чтобы у нее появился шанс прожить ту жизнь, о которой она мечтала.

Но, Луиза, никак не может примирится со смертью любимого человека, и все еще, погружена в тяжелые душевные переживания. Из искрящейся, пусть и инфантильной, девушки, мечтающей о будущем, она превратилась в умирающего мотылька, растерявшего свои яркие краски

Она молит о том, чтобы боль отступила, чтобы она смогла жить дальше без возлюбленного. Только алкоголь немного смягчает горечь утраты. И так, однажды, в нетрезвом виде, она поднимается на крышу дома, и нечаянно сваливается с нее. Вот так, благодаря несчастному случаю, героиня знакомится с врачом скорой помощи - Сэмом Филдингом. Вскоре, выясняется, что Сэм, тоже в недавнем прошлом, пережил трагедию, и потерял любимую жену. На такой вот каменистой почве и прорастает сначала взаимная симпатия, а потом и настоящее чувство, между Лу и Сэмом. Но не стоит ожидать, что эти двое жили долго и счастливо!

Конечно, автор постаралась в эту слезливую любовную историю намешать всяческих остросоциальных проблем. Для этого она вводить в сюжет девочку подростка - Лилли. У которой, целый букет проблем, от конфликта отцов и детей, до наркотиков (легких). И, конечно, она является дочерью Уилла! Понятно, что только с помощью Лилли Луиза может выкарабкаться из депрессии. Луиза вцепляется в девочку всеми пальцами и пытается наладить отношения с ней и заодно разрулить проблемы девочки., ну и свои одновременно. В конце концов, она знакомит Лилли с собственной бабушкой. И voila, не только смягчает боль утраты сына у той, но и налаживает собственные отношения с мамой Уилла (та обвиняла Луизу в том, что она помогла сыну уйти из жизни).

В книге рассказывается о дальнейшей судьбе каждого из персонажей «До встречи с тобой», о том, как отразилась смерть Уилла, на его собственных родителях, на его бывших друзьях. Эта история рассказывает и о том, как изменились взаимоотношения Лу со своей семьей и сестрой.

Более подробное внимание автор уделяет взаимоотношениям родителей Луизы, добавляя сюда тему феминизма. Вообще, львиная доля книга посвящается семейным конфликтам, проблемам отцов и детей, соперничестве супругов, и т.п.

Концовка этой книги остается открытой, что наводит на мысль, что автор оставила себе лазейку для написания третьей части истории о милашке Лу. Могу смело сказать, что, если таковая книга выйдет, я точно буду ее читать.

Признаюсь, что продолжение истории сильно блекнет по сравнении с началом. Думаю, что в отрыве от первой части ее читать будет очень скучно. И мнение о том, что автор написал продолжение, исключительно в целях поддержать коммерческий успех «До встречи с тобой» абсолютно оправдано.

Тем не менее, могу сказать, что мне нравиться проза Джоджо Мойес в ней идеально сочетаются такие компоненты, как любовная драма, социальная проблема, психологические портреты героев. Чувствуется, что автор очень хорошо знает вкусы своих читателей. Ее книги нельзя назвать однодневными, так как много раз после прочтения, я мысленно возвращалась к героям, обдумывала их поступки, пыталась примерить их на себя.



Эпиграфом к книге может стать цитата, взятая из этого романа:"История картины - это история не только произведения искусства, а целой семьи, с ее секретами и тайными грехами"

Признаюсь, честно, я по названию решила, что это будет та самая, заключительная история про Луизу Кларк. Но я ошиблась, этот роман абсолютно не связанна с двумя предыдущими книгами. Не скажу, что я была разочарована, нет, скорее наоборот.

Тем более, что в основе сюжета лежит загадка художественного произведения - картины, а точнее, портрета молодой дамы. Как же я люблю истории с расследованием, где фигурируют полотна или другие культурные артефакты! И «Девушка» меня не разочаровала! В романе, как в хорошем салате намешано много всего, но в меру.

Во-первых, книга разделена на две части, даже на две истории - параллельные. Первая произошла с героиней портрета Софи Лефевр во времена Первой мировой войны, а вторая - с Оливией Халстон, хозяйкой полотна, в наше время. Первая история происходит во Франции, вторая в Англии. В первой - Софи борется за собственную жизнь и жизнь своих близких, во второй - Оливия отстаивает свое право владения портретом, единственным дорогим подарком от, безвременно покинувшего ее, мужа.

Во - вторых, эта книга о большой любви. О любви к мужчинам, которые покинули своих возлюбленных и не по своей воле. О том, на что может пойти женщина ради своей любви. О том, что понятия морали, исчезают под натиском обстоятельств.

В третьих, это не только история любви, но и история предательства. Предательства со стороны семьи.

В четвертых, здесь описываются сложные взаимоотношения между людьми, которые должны быть врагами, ненавидеть друг друга, но они не могут так поступать, ибо видят, то что прячется за масками.

Замечу, что не часто мне попадались книги, рассказывающие о Первой мировой войне, о тех, кто испытал на собственной шкуре все ужасы этой катастрофы. Все-таки война последующая затмила, и своими масштабами, и своими последствиями эту -первую.

Я все время ловила себя на мыслях о сравнениях этих войн. Я помню рассказы моей бабушки, которая пережила оккупацию фашистами. А в книге дается довольно подробная картина немецкой оккупации Франции в 1916 году. С одной стороны, военные тяготы, в какие времена они не происходили, это всегда тяжелейшее испытание, а с другой стороны смешно сравнивать, тяготы людей, имеющих ежедневно какой никакой кусок хлеба, немного овощей, я уже не говорю про мясо, с людьми, которые вообще по нескольку дней не имели возможности получить хоть крошку еды.

Добрая часть книги отведена под загадку художественного полотна, которое своим названием и озаглавила этот роман «Девушка, которую ты покинул» .
Не ясно как картина пропав на годы из Франции возникла сначала в Испании, а затем осела в Англии. И кто были владельцы этой картины? На каких правах они получили эту картину в собственность?

Этот портрет - это символ счастливой любви. На нем запечатлена девушка, в которую был влюблен художник, девушка, которая лучится от счастья. А для последней владелицы портрета Лив - это последнее доказательство любви ее мужа к ней. Ведь портрет - это дар любви! И этот дар она никому не отдаст. Познакомившись с судьбой девушки на картине (Софи), Лив, буквально сроднилась с ней. Отстоять портрет, стало для нее делом чести! Она должна доказать, что она не просто законная владелица полотна , но и достойная!

И как уже традиционно для прозы Джоджо Мойес, автор коснулась в книге ряда острых вопросов, от глобальных как-то, нацизм, концентрационные лагеря, истребление евреев, до частных - незаконные перемещения ценностей, махинации с антиквариатом, и т.п.

Мне нравятся такие книги, где в рамках простой и житейской истории писатель умудряется уместить бездну сюжетных линий и проблем.



Эта четвертая книга, с которой я познакомилась у Джоджо Мойес. В этом романе, как и в книге «Девушка, которую ты покинул» весь сюжет закручен вокруг произведения искусства. В данном случае, произведения архитектуры. Вилла «Аркадия» - уютное, но немного обветшавшее здание эпохи модерна. У нее есть загадочное прошлое и не менее интересное будущее.

Как и в предыдущей книги, история разделена на две части, и имеет двух главных героинь. Первая половина книги рассказывает об истории девочки Лотти (Шарлотте). Она, можно сказать, приемная дочка Холденов - одного из самых уважаемых семейств маленького приморского городка Мерхема. Действие этой части разворачивается в начале 50-х годов прошлого века. И, хотя, на дворе уже вторая половина ХХ века, но нравы, царящие в городке - еще викторианские.

Новость о том, что прекрасное поместье «Аркадию» выкуплено представителями богемы, производит эффект горящей палки, сунутой в муравейник. Городок, просто сходит с ума от тайного желания поглазеть на новых хозяев и их гостей. Но вслух, произносятся только угрозы предать анафеме всех горожан, кто хотя бы приблизится к этому «Содому и Гаморе» . Не удивительно, что Лотти и, ее названная сестра, Селия, очень быстро свели знакомство с хозяевами виллы. Запретный плод, он сладок!

Как только, девочки успели вкусить запретного счастья, кара в виде родительского гнева настигает их. Селию в наказание отправляют в Лондон, учиться машинописи, а Лотти, буквально навязывают должность няньки для младших отпрысков Холденов.

Тут надо отдать должное автору, ибо ей удалось очень подробно, в деталях и красках дать портрет четы Холденов, всего того лицемерия в котором растут девочки. А также, показать яркий контраст жизни обитателей виллы. Я, буквально, почувствовала весь этот взрыв красок, эмоций и чувств, который настиг девочек, когда они стали завсегдатаями «Аркадии». Мойес показала, то безвоздушное пространство, в котором обитали подростки, и тот вихрь чувств, который смел с земли, не только их прежнюю жизнь, но и прежнее я.

Вторая часть книги, поначалу, совершенно не была связанна с первой. Перед читателями возникает депрессивная Дейзи, которую бросил сожитель. Она осталась с маленьким ребенком на руках, без денег и без работы. Ибо, она и ее парень были партнерами по бизнесу. Молодая пара, только-только стала пробивать себе путь на ниве дизайна интерьеров, когда родилась незапланированная дочка. Новоиспеченный папаша, не выдержал двойного груза, ибо к орущему младенцу добавилась тяжелая послеродовая депрессия Дейзи.

Пропажа бойфренда, оказалась для героини тем волшебным пинком, который заставил ее собрать остатки воли в кулак и взять ответственность за себя и ребенка. Более того, молодая дизайнер взялась реализовывать самостоятельно проект, над которым она должна была трудиться вместе с партнером. Проектом была - перестройка виллы «Аркадия».

Тут, автор применила довольно избитый, но отлично работающий прием, когда, главный герой, начинает подробно изучать все, что касается прошлого артефакта, над которым предстоит поработать. Дейзи приезжает в Мерхем, селится на объекте, и знакомится с бывшей хозяйкой Аркадии - Лотти. Тут, естественно, у читателей, невольно повышается градус интереса к роману. Ибо, ни каких намеков, на то, каким образом вилла от богемной четы перешла в собственность бедняжки Лотти в первой части не давалось.

Вторая часть романа, на мой взгляд, сильно затянута, и неладно сшита. Не понятны поступки героев. Жить годами бок обок и не снизойти до простого разговора? Ну, не знаю. Любой конфликт, рано или поздно должен перейти в стадию «выяснения отношений», а, тут, получается некоторые персонажи более 30 лет не могли поговорить друг с другом, живя на соседних улицах, более того, живя в одном доме и деля совместную супружескую пастель. Пазл не складывается!

Тем, не менее, несмотря на все огрехи и предсказуемость, книга мне понравилась. Я решила, что и дальше буду знакомиться с произведениям Джоджо Мойес. И уже начала слушать очередную книгу, так что и отзыв о пятой книге не за горами :)

аудиокниги, Мойес

Previous post Next post
Up