Оригинал взят у
pokrovitelptiz в
"Шатуны" Юрия Мамлеева Течение обыденности иногда возмущает какой-нибудь жуткий всплеск, - тогда в сердца людей вкрадывается страх, и они как бы ощущают "движение иного мира", потусторонний рык, слышимый здесь, в этой действительности. Люди на короткое время осознают, что реальность, истинная реальность, им недоступна.
Это - страх гоголевских прохожих, которым на глаза попался мертвец, ищущий свою шинель.
Мамлеевский роман "Шатуны" - это гротеск Гоголя и Достоевского, перенесенный в наше время.
Своеобразная энциклопедия интеллектуального подполья середины двадцатого века.
Юрий Витальевич раскрывает понятие метафизики.
Что такое МЕТАФИЗИКА?
Это то невидимое, но реальное, что зловеще мерцает в темноте за видимым и хорошо осязаемым.
Тот самый неожиданный "всплеск", беспокоящий обыденность.
Язык Достоевского - лучший способ объяснить катастрофически серьезные вещи.
Если Гоголь оказал мощное влияние на Достоевского (и Достоевский многое что перенял у Гоголя), то Достоевский сильно повлиял на Мамлеева, на все его творчество и мировоззрение.
Мамлеев - это как бы "достоевщина", достигшая самых крайних пределов.
"Шатуны" - шатающиеся туда-сюда метафизические бродяги, ищущие выход из этой скучной, тоскливой, серой действительности.
Писатель хорошо знаком с "интеллектуальным подпольем" (роман написан в 1966 году), в характерной для него "черной иронии" описывает героев московских маргинальных кружков. Он ставит знак равенства между ними и людьми иного круга, социального дна; точнее, выявляет их схожесть;те тоже, бывает, одержимы поисками "инобытия".
Увидеть "другой мир" - вот задача метафизиков.
Как увидеть "другой мир"? Как обрести другое зрение? Что есть этот мир? Не наваждение ли видимая обычным зрением реальность?
Мамлеев устами героев раскрывает основные положения метафизики.
Роман, на первый взгляд кажущийся каким-то "помоечным трэшем", на самом деле серьезное, интеллектуальное произведение, помогающее читателю обрести понимание глубоких, философских вопросов.
Умное чтение для умных людей.