"Парень с соседней могилы" Катарина Масетти читает Ирина Ерисанова
Это мой первый опыт чтения шведской литературы. И, весьма, удачный.
Книга повествует о любви двух совершенно разных людей. Разных, по образу жизни, разных по мироощущению и мировоззрению. Вся история вертится вокруг главных персонажей - Дезире (недавно овдовевшей, библиотекарши) и Бенни (фермера, кто недавно похоронил свою мать).
Оговорюсь, сразу, что воспринимала я их как антигероев, но таких близких и родных мне (очень уж они оба напоминали моих близких родственников).
Место их встречи - кладбище, куда они часто наведываются, дабы посидеть у могил своих почивших родственников. Чуть ли не с первой их встречи, герои начинают интересоваться друг другом, уж больно, каждый из них, казался другому, инопланетянином. Бенни окрестил про себя Дезире «бледной креветкой», а та в свою очередь - Бенни «лесовладельцем». Уже в первой сцене, писательница жирно подчеркивает различия между этой парой, используя прием описания надгробий усопших родственников. Могила мужа Дезире сияет, тем самым хваленым, «шведским минимализмом» и девственной чистотой; а могила матери Бенни, изукрашена вычурным памятником в розочках и ангелочках, и обсажена целой россыпью, обильно цветущих, растений.
Что же их притянуло друг к другу - конечно, чувство одиночества и желание любить. Оба они уже переступили 30-летний рубеж, жизнь их давно превратилась в расписанную по часам рутину, оба задумываются о создании семьи и продолжении рода. Две их орбиты соприкоснулись, и начался бурный роман.
Но, что мне понравилось, в этой книге, это то, что читатель видит историю глазами того, и другого героя. Это забавно и вместе с тем грустно, как двое влюбленных людей остаются, не смотря ни на что, большими эгоистами: Дезире не считает возможным переехать на ферму к Бенни, а Бенни не желает даже пытаться понять жизнь и мир своей любимой. Эти столкновения на бытовой почве (тут конечно приходят на ум строки Маяковского про любовную лодку), с одной стороны, такие малозначительные, а с другой, стороны несущие гибель даже самой страстной любви.
Финал романа предсказуем, герои, как два утлых суденышка в бурном житейском море, потерлись краями друг о друга и разбежались в разные стороны. Я очень долго размышляла, над тем, почему Дезире и Бенни отказались от своей любви, зачем заменили ее суррогатами в виде Аниты и Андерса? Поняла, что, наверное, им было необходима эта возможность получить «идеальных» с их точки зрения партнеров, дабы понять, а нужно ли такое вот «выверенное по граммам» счастье.
Благодаря
innuleska я узнала, что есть продолжение у этого романа, так я прослушала вторую часть, озаглавленную как «Семейная могила» , ее начитала Надежда Винокурова.
В этом романе Дезире и Бенни, все таки, дали себе еще один шанс и попытались построить собственное семейное гнездышко. Как и в первой части, история рассказывается от лица то одного, то другого героя. Такой отличный взгляд мужчины и женщины на то, что они подразумевают под словом «семья».
Городская интеллектуалка перебралась на хутор и пытается освоить премудрости дойки коров с приготовлением фрикаделек на старой кухне. А Бенни пытается, не обанкротится в конец, и сохранить свою молочную ферму. Семья растет не по дням, а по часам, за чуть более чем 4 года у пары рождается трое детей, денег катастрофически не хватает (А где хваленый шведский социализм, я спрашиваю? Где пособия на детей и прочие прелести забугорной жизни?), семья вынуждена жить тем, что дает ферма, и закупаться в секондхэндах и прочих дешевых точках. Причина, конечно, кроется в бесхозяйственности Дезире и Бенни. Каждый решил, что он выполняет вполне определенную работу и не «лезет к другому», но в итоге этой разобщенности ферма стоит на грани краха, а семья - на грани развала. Но у этой пары, за годы совместной жизни, уже довольно большой опыт «собирания себя по кусочкам» и каждый новый удар «под дых» они, хотя и с потерями, отражают.
Если в первой части я корила персонажей за себялюбие и эгоцентризм, то здесь, я буквально топотала ногами на их безалаберное и не прагматичное отношение к собственному хозяйству. Дети, это отдельная тема, во взаимоотношениях этой пары. У меня сложилось впечатление, что они буквально не знали, что с ними делать. Ну родили, а дальше то что?
Обе эти книги не отпускали меня, затронув массу моих собственных «сценариев жизни». Я все прикидывала в уме, а как бы я сделала, а чем бы я поступилась. Наверное, основная мысль, этой части заключалась в том, чем человек готов пожертвовать ради другого человека.
Что касается чтиц, то скажу, что мне одинаково нравятся исполнение и Ирины и Надежды.