Читка современной пьесы.
«...о жизни, которая протекает «за бортом». Пьеса о современной жизни, - так охарактеризовал произведение «Кадыр» Алексей Житковский.
Серое небо над головой, в воздухе кружатся снежинки и падают на вечно спешащих прохожих. Утро. В ожидании автобуса на остановке студенты, школьники, взрослые и дети отбивают чечетку. Всё идёт своим чередом. Знакомая картина? Привычные дороги, привычный пейзаж заснеженного города.
Вы проходите по двору и здороваетесь с дворником, которого видите не один год. Всё как вчера, но он вдруг....начинает рассказывать вам о своей жизни.
12 октября в кафе проходила читка пьесы «Кадыр» петербургского драматурга Анастасии Мордвиновой. По словам актрисы Драматического театра Ирины Харченко, впервые к подобному формату театр обратился лет шесть назад (читка пьесы «Наташина мечта»).
Пьеса «Кадыр» написана автором (что называется) «с себя», жанр «документальная монопьеса». «На фестивале-конкурсе «Любимовка-2016» эта пьеса попала в «шорт-лист»», - напомнила нам Ольга Власова. Данное произведение уже увидели в Санкт-Петербурге, Москве (в Москве прошла читка), в Барнауле, а теперь и в Нижневартовске.
Если вы привыкли к ярким декорациям и музыкальному сопровождению, то данный формат «читки» для вас будет несколько сложным для восприятия. Здесь, в первую очередь, внимание сосредоточено на содержании, на самом тексте. Стоит упомянуть, что во время читки я сразу заметила, как главная героиня преподносит информацию разным людям (словосочетание, построение предложений, слова-паразиты и т. п.). Как мы знаем, мы не случайно выбираем то или иное слово, ведь в русском языке много синонимов. В литературных произведениях речь героя - один из показателей его происхождения, воспитания, окружения и т. п. Да и обычная жизнь в этом плане не исключение. Подруге мы преподносим информацию иначе, чем коллегам, выбираем другие слова, другую интонацию.
О чем пьеса «Кадыр»? Если не вдаваться в подробности, то ответим так: о повседневной жизни. Если копнуть чуть глубже, то ответ такой: о зоне комфорта, о нарушении границ, об одиночестве, о различиях в соц. статусе людей, об ином взгляде на жизнь, о расширении сознания в какой-то степени и др. Часто некоторые люди не видят за статусом и делом самого человека. Да, никто не отменял соц.роли, но разве человек, который убирает ваш двор или продавец, который каждый день улыбается и отдает товар, только дворник или продавец? Все мы - люди со своей историей, взглядами, предпочтениями. Закрывшись в собственной «раковине» или наоборот распыляясь и отдавая всю энергию обществу, человек порой не может посмотреть на что-то иначе. Или это всё - мелочи? Как выразилась гостья вечера Ольга Ярова: «Вся жизнь состоит из мелочей».
В вашей жизни попадались такие люди, которые «возвращали вас на Землю»? Или вы сами являетесь таким человеком, способным увидеть многое с разных сторон, выслушать противоположное мнение? Героиня пьесы даже «друзей сначала искала на видео в сети, а только затем в Facebook”. Конечно, для некоторых это событие (беседа с дворником и незапланированный поход к нему в гости), как метко выразился гость Дмитрий, «сопоставимо и сравнимо со взрывом ядерной бомбы Оппенгеймера». Сама Настя не раз упоминает о комплексе «хорошей девочки» - как не послушать человека, который ей «в отцы годится», как просто пройти мимо? «Не нужно быть добрым человеком для всех», -озвучила свой вывод по пьесе Наталья Григорьева. Не буду раскрывать всех тонкостей документальной монопьесы, но скажу так: «Эта пьеса на любителя». Кому-то она покажется интересной, кому-то - занудной и слишком простой, кто-то, возможно, даже узнает в героине себя.