Оригинал взят у
chugaylo в
«Малый трактат о великих добродетелях». А.Конт-Спонвиль Буду честным (раз уж взялся писать о таком предмете!), я испытывал приятное чувство уважения к себе, читая эту книгу. Конечно, нельзя не признать, что само по себе чтение о добродетелях не делает человека лучше, но, с другой стороны, теоретические знания в этой области уж точно помехой в самосовершенствовании быть не могут.
Во-первых, можно уяснить, что называется, из первых (ну ладно, не первых, профессиональных) уст, что такое добродетель.
«Добро не нужно созерцать - его следует творить. Это и есть добродетель - усилие, которое мы предпринимаем, чтобы вести себя правильно, и в самом этом усилии содержится определение добра».
Во-вторых, мой французский тезка, Андре Конт-Спонвиль, дает практический метод определения добродетели, её величины или степени: «Всякая добродетель - это вершина между двумя пороками, это линия хребта между двумя безднами. Храбрость - между трусостью и безрассудством; достоинство - между снисхождением и эгоизмом; мягкость - между гневом и равнодушием. Но кто из нас способен всю жизнь прожить на вершине? Размышлять о добродетелях значит измерять расстояние, которое нас от них отделяет. Размышлять о совершенстве значит отдавать себе отчет в собственных недостатках и убожестве».
Он поясняет, почему любовь - высшая добродетель, которая и добродетелью следовало бы считать условно, это состояние человека, позволяющее ему без всякого усилия творить добро, а добродетель - сознательный акт, когда мы, может быть и не хотели бы, но знаем, что так поступать правильно и потому совершаем добродетельное усилие.
Отмечу, что автор, являясь материалистом, рассматривает добродетели без привязки к религии, иногда вступая в полемику с религиозным подходом, не исключаю, это может показаться кому-то неприятным, но такое противопоставление проявляется изредка и не относится, как мне кажется, к целям и главному содержанию трактата. Он написан языком не легковесным, но и не заумным, некоторые места читаются просто как проза в стихах, список авторов, к авторитету которых обращается и цитирует француз, превышает 50 человек, чаще всего это Аристотель, Спиноза, Кант, Монтень.
Напоследок приведу перечень основных добродетелей, которые выбрал для рассмотрения философ:
1. Вежливость.
2. Верность.
3. Благоразумие.
4. Умеренность.
5. Храбрость.
6. Справедливость.
7. Великодушие.
8. Сострадание.
9. Милосердие.
10. Благодарность.
11. Скромность.
12. Простота.
13. Терпимость.
14. Чистота.
15. Мягкость.
16. Добросовестность.
17. Юмор.
18. Любовь.
Такая последовательность изложения: от вежливости к любви, вытекает из следующего соображения:
«Поступать хорошо - значит в первую очередь поступать так, как принято (вежливость), затем поступать так, как должно (мораль), и, наконец, иногда поступать так, как хочется под влиянием любви (этика)».