Это второй роман о майоре Мартене Сервасе. Связь с событиями из первой книгой имеется(она называется "Лёд"), но в принципе автор дает достаточно пояснений, чтобы ориентироваться в отсылках к прошлому, даже не читая предыдущую часть.
В университетском городке произошло шокирующее убийство.
Жертвой стала молодая преподавательница лицея, и жестокий, безумный характер этого преступления говорит о том, что убийца - человек абсолютно двинутый. Подобное убийство - это не по голове треснуть в состоянии аффекта, нет - это воплощение безумной фантазии больного разума.
Впрочем, подозреваемый не заставил себя долго ждать - им оказался юноша-студент под наркотой, уверявший, впрочем, что принял запрещенные вещества не по своей воле. Сервас не знает, верить парню или нет, однако вскоре находит некие штрихи, свидетельствующие о том, что в деле может быть замешан сбежавший два года назад из закрытой психлечебницы серийный убийца-психопат Юлиан Гиртман (об этом рассказывается в предыдущем романе цикла "Лед").
Гиртман - фигура выдающаяся, садистские склонности, более сорока жертв на счету, безумные оргии и... длительное пребывание на посту прокурора Женевы и работа обвинителя в Международном трибунале в Гааге. В общем, тот еще фрукт - вполне способный и на жуткое убийство, и на коварную игру с полицией. Или... или все не так просто и кто-то использует Гиртмана, как щит, чтобы... чтобы что? Отвести подозрения от себя? Или повыдрючиваться, навязав свою игру полицейской знаменитости - Мартену Сервасу?
По части пробирающего до печенок мрачняка Миньер, конечно, уступает Гранже в его лучшие годы, однако атмосферу триллерной жути создать умеет. Чего стоит только сцена осмотра Сервасом места преступления: свет фонарей из-за отсутствия электричества, бушующая за окном гроза, плавающие в бассейне куклы, старая ванна и совершенно безумные особенности самого убийства... Добавить к этому увлекательный, полный загадок, сюжет, и получается отличный маньячный триллер.
Впрочем, одной линией с серийным убийцей дело не ограничивается - автор намешал в романе много намеков, ниточек, загадок и подозрений, причем непонятно, что именно из этого имеет отношение к основной детективной линии, а что является "побочным продуктом".
Временами в повествование вклиниваются "интермедии" - эпизоды о женщине, находящейся в плену у некоего мужчины. До определенного момента не ясно, кто он (хотя догадки, конечно, есть), но к концу ситуация проясняется - и весьма неожиданным образом, за это автору большой плюс.
Повествование по большей части гармоничное и интересное, лишь некоторые эпизоды я могу назвать затянутыми - впрочем, европейские (как и скандинавские) детективы редко обходятся без лирических отступлений. Упомянутая затянутость касается лицейского прошлого Серваса - я понимаю, это имеет значение для сюжета и поддержания образа главгероя как интеллектуала, но... можно бы и покороче.
Впрочем, критичным недостатком я это не назову, так что роман в целом мне понравился, включая концовку с намёткой на продолжение.