«В час вечерний, в час дневной
Люди входят в мир земной.
Кто рожден для горькой доли,
Кто для радости одной"
(У. Блейк)
31 мая проект «Другое кино» порадовал вартовчан показом необычного фильма американского режиссера Джима Джармуша. По словам организатора и ведущего данного проекта Алексея Житковского, режиссер «разбирает по запчастям жанр (назвав его «анти-вестерн») и ничего от него не оставляет», а сам фильм характеризует как «попытку осознать американское кино». Стоит напомнить, что следующая встреча с ценителями неоднозначных картин состоится только осенью.
В этой картине я бы выделила несколько основных тем: тема вызова, брошенного героем самому себе и брошенного ему жизнью, тема поиска себя в этом мире и мира в себе, тема одиночества, тема единства человека и природы, тема смерти или перерождения, тема ценности человеческой жизни.
Сюжет вкратце: молодой бухгалтер (играет его Джонни Депп и честно говоря, непривычно видеть его в таком амплуа) приезжает за тридевять земель по приглашению на работу. Однако, оказывается, что на его место уже принят другой человек. Билл Блейк знакомится с женщиной, и защищаясь убивает её жениха. Бухгатлер вынужден скрываться и бежать из города. В этом ему помогает индеец, который считает, что бухгалтер Вильям Блейк - перерождение его однофамильца - поэта Блейка.
Когда я только начала смотреть этот фильм, то не могла определить, как отношусь к нему. Уж слишком отвратительным мне показалось то место, куда прибывает главный герой. Ни о каком счастье здесь говорить не приходится: ни одной улыбки хотя бы у кого-то на лице я не увидела, даже мама, качая малыша, выглядит изможденно и мрачно. Первое, что попадается на глаза Биллу - черепа животных и не только, несколько человеческих тоже выложены на всеобщее обозрение.
На этом клочке земли, кажется, нет места для чего-то прекрасного, но герою попадается девушка, занимающаяся чем-то совсем «неземным» по меркам жителей: она делает белые розы из бумаги и продает их. Таким же необычным является и сам Билл, его мягкие волосы и элегантный костюм привлекают внимание и кому-то кажутся нелепыми.
Тема ценности человеческой жизни, на мой взгляд, проявляется в разном отношении героев к смерти окружающих их людей. Одних за убийство преследуют и с каждым новым убийством повышают за их поимку вознаграждение, других нанимают, чтобы поймать первых (и списывают им с рук убийство 14 человек и собственных родителей). Не случайно, индеец по имени Никто цитирует строки Блейка:
В час вечерний, в час дневной
Люди входят в мир земной.
Кто рожден для горькой доли,
Кто для радости одной;
Кто для радости беспечной,
Кто для ночи бесконечной…
В этих строках именно показана разница в подходе к жизни, можно проследить даже некую уверенность автора в предопределенности жизненных событий.
Тема вызова, брошенного самому себе и тема одиночества.
Индеец, который назвал себя Никто - тем, «кто говорит много, не говоря ничего» - тоже весьма интересный герой. Из рассказа индейца мы узнаем, что он адаптировался к изгнанию, ему пришлось выживать вне своего племени, он получил неплохое образование, когда его отправили за океан. Это и есть вызов, который бросила ему жизнь. Индеец постоянно цитирует слова поэта (например, «гони свой плуг по костям мертвецов»). Мы также видим, как меняется спокойный, вежливый, скромный бухгалтер под напором обстоятельств, как он учится обращаться с оружием и выживать, предоставленный сам себе, в дикой природе.
Тема поиска истины, себя проявляется в частности в моменте, когда индеец поедает кактус пейот (который идейцы почитали как священное растение) и говорит Биллу, что «поиск истины - долгое занятие, духи любят тех, кто постится». Подробно тему поиска истины и перерождения и другие нарочно раскрывать не буду - смотрите сами, отвечайте на возникающие вопросы. Самое интересное в том, что, действительно, не поймешь сразу, кто является положительным, а кто отрицательным героем. Сами герои выглядят реалистично, без приукрас.
Тема смерти и перерождения
«По возможности не путешествуйте с мертвецом», - говорится в фильме. А кто из героев, собственно говоря, на самом деле мертв? Отъявленные головорезы, которые только выглядят как люди? Индеец, который отказался от прошлой жизни и назвал себя Никто? Жители города, которые, судя по всему, разучились улыбаться? Сам Билл Блейк?
Увидев, как индеец отправляет Билла по реке на каноэ, я вспомнила о греческом мифе, в котором умерших перевозит Харон через реку мертвых Стикс в Аид. Однако, далее Никто говорит о зеркальных водах реки забвения, о «зеркале вод» и хочет помочь ему переместиться на «иной уровень бытия». Кому-то эти слова покажутся жестокими или странными, но вспомним, что в почти самом начале фильма индеец раздумывал о том, стоит ли «освобождать дух» бухгатлера, вырезав ему сердце. Сам Билл в середине фильма осознает, что вся его жизнь перевернулась, он ложится рядом с мертвым олененком.
Возможно, Никто хочет, чтобы у Билла началась новая жизнь, чтобы с помощью реки забвения он забыл об этой и снова переродился. Неслучайно, индеец выстлал лодку кедровыми ветками и сказал: «Тебе пора возвращаться туда, откуда все духи приходят», и после этого отправляет Блейка - как он считает, перерождение поэта в новом теле, в море. Героя встречает образ смерти в самом этом городе в виде черепов животных и чучела медведя (а вернее даже рассказом о смерти родителей) и само его начало путешествия к неизвестному по морю сопровождается тем же образом - его друга Никто убивают (или ранят?).
Соглашусь, что фильм медитативный, он наводит на определенные мысли. С другой стороны, некоторые сцены просто ужасны, иначе не скажешь. Отмечу удачно подобранный актерский состав, картина насыщена символами, образами, различными цитатами.
Кто - то охарактеризует эту картину, как «мистическое путешествие к самому себе», кто-то как «нечто тяжелое». Некоторые зрители (а было их в этот вечер немало) обратили внимание, что картины природы смягчают саму суть фильма и неприглядные виды. В любом случае, по-моему, картину стоит посмотреть (особенно тем, кого привлекает что-то помимо кино со спецэффектами с быстрой сменой кадров).