Кружевные истории Вятки.

Jan 27, 2020 11:11








Вятское кружево - один из народных промыслов, развитых в Кировской области, и являющийся её визитной карточкой. Вятское кружево плетётся на коклюшках.

Хороши кружева кукарские,

Наши вятские кружева!

Их другие страны заказывают,

Носят Лондон их и Москва.

Есть ли что-нибудь их красивее

Среди прочих земных чудес?

Что-то есть в них строгое, зимнее

И весеннее, нежное есть.

Оживает в них сказка русская.

Словно иней, они чисты.

Их увидев, с тоской и грустью

Навсегда распростишься ты.

Будешь ты любоваться ими

И откроешь вдруг для себя:

Их дарить нужно только любимым,

Их носить можно, только любя.

Вам, искусницы - мастерицы,

Руки чьи красоту создают,

Низко хочется поклониться

И сказать: «Спасибо за труд,

За старание, за терпение,

За фантазии смелый взлет,

За горение, за вдохновение,

Что в узоре каждом живет»

Л. Полякова



Центр этого промысла находится в городе Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами (Вологдой, Ельцом, Михайловым).



Инструменты для кружевоплетения: подушка-валик, коклюшки, булавки.






Промысел возник в слободе Кукарка Вятской губернии (ныне г. Советск Кировской области) в начале XVIII века. В 1888 в Кукарском вагоне было 2 тыс. кружевниц. По заказам губернатора они поставляли царской семье покрывала, накладки на подушки, скатерти, плетеные платья (позже такие подарки с теми же искренними помыслами отправляли Крупской). Кукарские кружева вышли на международный рынок и получали медали на выставках в Атланте, Париже, Брюсселе.)))















20 июня ст. стиля (1 августа) 1893 губернским земством в Кукарке открыта школа кружевниц, в советское время Профессиональное училище № 27, сейчас Индустриально-педагогический колледж.



Как в любом из вятских видов кружев (белохолуницком, вятскополянском и др.) в кукарском сцепном кружеве «центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края.






Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.» (По материалам статьи "Кировское кружево" книги «Русские художественные промыслы» \О. С. Попова, Н. И. Каплан, Москва, «Знание», 1984, с. 66-68).







В настоящий момент в Советске так же плетут кружева. Этим занимается производственный кооператив кружевниц "Кукарское кружево", которым руководит его председатель - Анцыгина Любовь Михайловна.



Во второй половине XIX века промыслом занималось многочисленное крестьянское население, заказы поступали из Петербурга. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии в числе 9 других была организована земская школа кружевниц.






Преподавателями были ученицы Мариинской школы из Петербурга. Все школы, учрежденные «Мариинкой», опирались на её методическую базу и разработанные в ней учебные программы. Вместе с тем, в кружеве вятских школ сформировались особые качества, выделяющие его среди изделий других учебных заведений.









Формы изделий разнообразны и порой необычны, не имеют аналогий в других школах: это жилеты, оплёты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Учреждённая школа способствовала расширению промысла по всей губернии.






В развитие местных черт вятского (кировского) кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 году она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной - уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», которые и сегодня можно увидеть в музеях Кирова.





















B 70-х годах ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Её праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодёжного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В настоящий момент панно выставлено в постоянной экспозиции музея народных промыслов Кирова - «Приказной избе».









В 90-е годы XX века кружевная фабрика была ликвидирована, здание пустовало 10 лет, а затем было продано районному суду. Но кировские кружевницы сохранили традиции и технологию народного промысла и, объединившись в артели или небольшие предприятия, продолжают радовать всех своеобразием своих декоративных решений. Ср

Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.




Мастера

Блинова А. Ф.
Анфиса Фёдоровна Блинова - художница-кружевница, лауреат Государственной премии России имени Репина, 1936 г. р. Поступив в художественную школу г. Советска Кировской области, закончила её на «отлично». После неё поступила в московское художественно-промышленное училище им. Калинина и также с успехом его окончила. 37 лет отдала Анфиса Фёдоровна Советскому филиалу Кировской фабрики строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта.



Была начальником ОТК, главным инженером. Три года возглавляла филиал. Остальное время работала художником по кружеву. По эскизам Блиновой создавались кружева от салфеток, воротничков, шарфов до больших панно, занавесей, туник, скатертей. Работы Блиновой были известны и в нашей стране, и за рубежом. Изделия А. Ф. Блиновой участвовали во всевозможных всесоюзных и международных выставках. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности - панно «Праздник», скатерть «Золушка» и др. Скатерть «Солнечная» была отправлена за границу.




Куприна Е. П.

Елена Петровна Куприна. Родилась в 1956 г. в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. По окончании школы поступила в московское художественно-промышленное училище им. Калинина. Первая самостоятельная работа - панно «Лебединое озеро», осталось в фонде училища, как и многие другие ранние произведения автора. Дипломная работа - съёмное кружевное изделие воротник «Оплечье». По окончании училища Е. П. Куприна получила диплом по специальности художник-мастер и была распределена в г. Киров.



С 1 августа 1977 г. Е. Куприна - художник по кружеву на фабрике строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта (г. Киров). За 30 лет творческой деятельности Е. П. Куприна выросла в яркого представителя вятской школы кружева, продолжила и развила традиции, заложенные известными художниками А. Гужавиной, А. Блиновой, В. Смирновой. Свои лучшие монументальные и камерные произведения Е. Куприна показывала на выставках разного ранга (областные, зональные, республиканские, международные) с 1978 года. Она является членом ВТОО «Союз художников России» с 1993 г. 1996 г. - последний год работы на фабрике. С 1998 г. Куприна становится свободным художником, сочетая творческую деятельность с педагогической в Центре детского творчества (г. Киров).






Разновидностью вятского коклюшечного кружева является Кукарское кружево, а также белохолуницкое кружево. Каждое кружево имело название от уезда, в котором находилась та или иная земская кружевная школа. В настоящий момент вятское коклюшечное кружево производится в г. Советске (быв. сл. Кукарке), г. Белая Холуница, г. Вятские Поляны, и пгт. Подосиновец Кировской области.

Как плетутся кружева



Сегодня мы можем увидеть кружева на выставках и в музеях. Их часто покупают в магазинах, кружевные воротнички носят многие кировчанки. Кружево увозят  как прекрасный подарок, его любят и ценят, но редко кто может представить себя, сколько труда, терпения и любви вкладывает мастерица в каждое изделие.



Казалось бы, нехитрые предметы в руках кружевницы, но у каждой своё назначение. Простая деревянная подставка из двух перекрещивающих рам нужна для поддержания подушки-бубна. Небольшой по размеру бубен - это тугой, плотно набитый валик. Он должен быть гладким, без бугров и углублений, иначе плетение будет неровным. Верхняя наволочка бубна шьётся из белой ткани, чтобы кружево не пачкалось при работе. К бубну прикрепляется рисунок, или, как его ещё называют, « сколок ».



Во время плетения готовое кружево прикрывается от пыли белым лоскутом материи. Плетут кружева коклюшками - маленькими, до 17 - 18 сантиметров в длину, деревянными палочками. Они похожи на барабанные, с такой же круглой головкой на конце. К коклюшкам у кружевниц отношение особое - уважительное и любовное. Они не часто пользуются готовыми, фабричными, а стараются заказать коклюшки у « своего мастера » из берёзы или вереса, из тех пород деревьев, у которых « звон приятнее ». Коклюшки при работе действительно словно звенят. В работе они употребляются только парами, число их обязательно чётное, и про кружево говорят: « сплетено из 8, 12, 20 или 40 пар ».



Попарно наматываются на коклюшки и нитки, сначала на одну, а затем, не отрывая нить, на другую. Очень важен для кружева сколок - его рабочий рисунок. К мастерицам, которые могут составлять сколки сами, у подруг особое уважение. Ведь за этим кроется способность придумывать новые рисунки, а это даётся не каждому, здесь нужен талант художника. Сколок делается из плотной бумаги или картона, это тоже не случайно.



Обычно по одному сколку кружево плетётся несколько раз. Узор будущего кружева нанесён на картоне точками, которые определяют места вкалывания булавок. Булавками прикрепляют сколок к бубну, они поддерживают и соединяют нити при плетении. Для кружева булавки нужны нержавеющие, чаще всего они делаются из меди или латуни, с маленькими круглыми головками.







Нити при плетении используются самые разные - хлопчатобумажные, льняные, мулине, шёлковые, металлические. Сейчас пробуют плести и из синтетических волокон. Эти атрибуты - общие для всех центров кружевоплетения, как, кстати, общие и приёмы работы. Они тоже очень простые, если них рассказывать, но, сколько ученицам приходится приложить усилий, какое проявить терпение, чтобы овладеть ими!



Разнообразнейшие узоры образуются благодаря различным сочетаниям основных элементов кружева. Их всего четыре. Самый главный из них, пожалуй, тесьма - полотнянка, которую вятские мастерицы называют вилюшкой. Она ведёт главный рисунок кружева. Не менее важный элемент - сетка - решётка, являющаяся своего рода фоном. Плетешок напоминает шнурочек.



Он часто украшается отвивными петельками с одной или с двух сторон. Есть ещё в кружеве и насновки. Это небольшие фигуры очень плотного плетения, овальной, вытянутой или четырехугольной формы. Различные насновки вплетаются обычно в решётку и придают её ажурности особую красоту.



Создаются все кружева сейчас в основном двумя способами - парной и цепной техниками плетения. Парной исполняются мерные кружева - прошва, край, различные оплеты, мелкие узоры, или, как говорят мастерицы, мотивы. Своё название эта техника получила оттого, что кружева выплетаются на ней многими парами коклюшек.



Музей

Узор парного кружева состоит из простейших геометрических фигур разной плотности, которые ритмически повторяются. Покрывала, скатерти, занавески, накидки, салфеточки, дорожки, подстаканники, воротнички, отделки к платью - так называемые штучные изделия - выплетаются сцепной техникой.



Плетутся они тоже парами коклюшек, но все изделия ещё при подготовке сколка делится на части, сообразуясь с рисунком. Так и плетётся оно по частям и соединяется потом в целое при помощи сцепления вязальным крючком. Кстати, крючком пользуются и в процессе плетения отдельных частей. Узоры сцепного кружева состоят из плотно сплетённой тесьмы - вилюшки, которая, изгибаясь, ведёт основной рисунок, выявляя формы орнамента, а также из прозрачной решётки, служащей для этих узоров фоном. Начинает свою работу кружевница с подготовки скола, который плотно прикалывают к бубну.



Затем она навивает нити на коклюшки и навешивает их парами на булавки, вколотые в рисунок. Приёмы плетения основаны на переборе - перекладывании в определённом порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Плетут одновременно двумя парами коклюшек, которые кружевница держит в правой и в левой руках. Остальные, не работающие в данный момент коклюшки, раскладывают на бубне также парами. Они могут спускаться вниз, за бубен, повисать по его сторонам, часть из них накидывается на вколотые булавки по ту и другую сторону рисунка. То, о чем было сказано ранее - техническая сторона плетения кружева. Одинаковые орудие труда у мастериц, общие приёмы плетения, а вот плетут в каждой области по-своему.





И поэтому различается кружево вологодское, киришское, рязанское и наше - кукарское, или советское, вятское. Отличаются кружева друг от друга художественными приемами. Следовательно, всем становятся интересны особенности этих художественных приемов, которые позволяют различать кружево из одной области, из одного центра плетения от других.



















Но любой, самый красивый и фантастический узор останется мёртвым, если мастерицы не отдадут ему частичку своего душевного тепла и сердца. Можно сравнить два воротничка, плетенных по одному сколку. Все в них должны быть одинаково, а они - разные. Потому что работали над ними разные люди. В кружеве, как в любом деле, отражаются настроение, характер человека, его мысли.







Десять лет - с 1943 по 1953 год - валютой Страны Советов были… кружева. Исторический факт: 40 тысяч вологодских кружевниц в обмен на вооружение, продукты питания и прочие блага «второго фронта», звонко постукивая коклюшками, плели изысканные украшения для английских интерьеров - занавеси, скатерти, чехлы для мебели, салфетки и прочее.  Для молодой женщины видеть во сне кружева означает, что ее самым заветным желаниям суждено сбыться. Кроме того, она всегда будет окружена поклонниками.



Покупать кружева - к достатку.




Продавать кружева означает, что Вы живете не по средствам.




Адрес производственного кооператива (артель) «Кукарское кружево»: 613340, Кировская область, г.  Советск, ул. Карла Либкнехта, д. 41

Телефоны: 8 (83375) 2-14-26; 8 (912) 737-80-37, 8 (963) 885-00-33

Е-mail: emailLove-22@mail.ru/email



http://nhp43.ru//

https://www.livemaster.ru/tag/item/28249//

Исток

народные промыслы, искусство, Россия

Previous post Next post
Up