Джулио Романо - Любовная сцена
"Любовная сцена" - картина итальянского художника эпохи Возрождения Джулио Романо (1492-1546) из собрания Государственного Эрмитажа.
Работа датируется 1524-1525 годами, причем место её создания неизвестно, поскольку в 1524 году Романо покинул Рим, а в следующем году приехал в Мантую, где он работал по большим заказам.
На картине нарисованы обнимающиеся на ложе обнажённые любовники, за которыми через открытую дверь наблюдает пожилая женщина-служанка. Ложе украшено двумя небольшими барельефами откровенно порнографического характера: слева изображён сатир, совокупляющийся с козлом, справа - сатир, совокупляющийся с женщиной.
Барельефы, украшающие ложе, изображенное на картине "Любовная сцена"
Картина была куплена Екатериной II в Лондоне у Т. Дженкинса при посредничестве И. Ф. Рейфенштейна. В письме от 8 сентября 1780 года, адресованном Т. Питу, Хамильтон сообщал, что Дженкинс продал много произведений русской императрице: "Джулио Романо, я полагаю, лучший в коллекции".
Изначально работа была написана по дереву, но в 1834 году А. Митрохиным была переведена на холст. Поскольку картина вплоть до начала 1920-х годов не выставлялась, а её хранение осуществлялось небрежно, то она имеет значительные повреждения: так, на переводном холсте имелось три крупных прорыва, заделанных с обратной стороны грубыми пластырями, лакокрасочный слой также местами сильно повреждён как до работы Митрохина, так и после неё.
Картина носит условное название "Любовная сцена", поскольку о её сюжете существует несколько различных версий. Так, в эрмитажном каталоге 1773 года картина значится как "Галантная сцена", русский художник и декоратор Эрнст Карлдович Липгарт (1847-1932) называл её "Сюжет из Боккаччо", во время реставрации картины в первой половине XIX века она проходила как "Марс и Венера", в эрмитажном каталоге 1958 года указана как "Александр (Македонский) и Роксана". Разные искусствоведы трактуют сюжет картины по-своему: Неверов трактует сюжет как "Зевс и Алкимена"; Харт считает, что на картине изображена служанка, предупреждающая неверную жену о возвращении мужа; Торнтон выдвинул версию, что на картине изображена куртизанка, принимающая клиента.
Современный петербургский искусствовед Михаил Аникин имеет свою версию. На основании анализа некоторых символических деталей этого до сих пор неясного для исследователей шедевра он приходит к выводу, что "любовная сцена" является собственно монументальной иллюстрацией к "Божественной комедии" Данте. Автор доказывает, что художник в этом произведении обращается к истории любви и гибели Паоло и Франчески.
Франческа да Римини (Francesca da Rimini, Francesca da Polenta), (около 1255 - около 1285), - знатная итальянская дама, ставшая одним из вечных образов в европейской культуре. Дочь Гвидо I да Полента, правителя Равенны, Франческа отличалась исключительной красотой. В 1275 году отец выдал её замуж за Джанчотто Малатеста. По-видимому, в расчеты Гвидо входило заключить династический союз (на это указывал в своём комментарии к "Божественной комедии" Данте Алигьери). Она полюбила младшего брата Джанчотто, Паоло Малатеста. Застав любовников на месте преступления, муж заколол обоих.
Под условным названием "Любовная сцена" картина впервые была показана широкой публике на Первой эрмитажной выставке 1920 года, в каталоге выставки было сказано: ""Любовная сцена" Джулио Романо... та самая картина, которая, по свидетельству Вазари, находилась в собственности принца Веспасиана Гонзага (из кладовых Эрмитажа; повторение или копия в Берлинском музее)".
Уже упомянутый Эрнст Карлович Липгарт также полагал, что, "возможно, наша картина та самая, которую упоминает Вазари". Упомянутое повторение или копия из Берлинского музея отличалось от эрмитажной картины тем, что фигуры на ней были несколько отодвинуты от переднего плана вглубь картины; в 1930 году эта работа была передана во дворец Сан-Суси, а в 1942 году находилась в замке Рейнсберг и считается погибшей во время Второй мировой войны. Свидетельство Джорджо Вазари было опубликовано Миланези в 1880 году, и Миланези счёл, что оно относилось к берлинской картине, поскольку он сам не мог видеть эрмитажного полотна, которое в XIX веке не включалось в эрмитажные каталоги и хранилось отдельно "по причине неблагопристойности сюжета".
Картина выставлялась в Большом (Старом) Эрмитаже в зале 216. В настоящее время картина находится на реставрации, которая должна завершиться осенью этого 2019 года.