Русская фарфоровая скульптура

Jul 08, 2019 15:14



Скульптура "Водоноска". Императорский фарфоровый завод. Скульптор С.С. Пименов. 1810-е годы. Фарфор; роспись

В Историческом музее проходит выставка, которая может быть интересна любителям русского фарфора и особенно фарфоровой мелкой пластики. Но не только, а также всем, интересующимся историей российского книгопечатания, поскольку выставка приурочена к 200‐летию журнала "Волшебный фонарь" - одного из первых иллюстрированных журналов в России. Журнал выходил раз в месяц на протяжении года и рассказывал о бытовой жизни Санкт-Петербурга времен Пушкина, о нравах и обычаях простого народа.

Название он имел длинное: "Волшебный фонарь, или Зрелище С.Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верною кистию в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друге другом, соответственно каждому лицу и званию". Подробно об этом журнале можно почитать в интереснейшей публикации aldusku.livejournal.com
А вообще, волшебный фонарь - это прибор, изобретённый в середине XVII века профессором математики Афанасием Кирхером. С его помощью изображение предмета в красках проецировалось на специальный экран.



Так вот, в январе 1817 года в Санкт-Петербурге появился журнал "Волшебный фонарь" - гравированные картинки изображали уличные сценки, в которых участвовали разносчики, дворники, маляры, водовозы, трубочисты. Картинки  сопровождались подписями на русском, французском и немецком языках. Как заявлялось в предисловии к первому выпуску, издатели ставили перед собой задачу дать "характеристическое описание русского простого народа во всей его оригинальной простоте нравов и самого наречия". Если для Англии, Франции или Германии жанровые альбомы в ту пору уже не были редкостью, то в России "Волшебный фонарь" стал первым в своём роде, а потому считается памятной вехой в истории российского книгопечатания. Затем по мотивам гравюр и картин, напечатанных в журнале, создавались фарфоровые фигурки. Эти были произведения Императорского и русских частных фарфоровых и фаянсовых заводов, демонстрирующие главную тему национальной школы русской мелкой пластики - изображение простонародного типажа и народов России.



На выставке кроме книги "Волшебный фонарь" представлен ряд иллюстрированных изданий 1780‐х - 1860‐х годов, а также воспроизведение гравюр и картин, послуживших образцами при создании моделей скульптур и тематических росписей по фарфору. Картинки "Волшебного фонаря" вдохновили мастеров завода Гарднера на создание серии фигур, ставшей ключевым, но не первым произведением русской фарфоровой пластики, посвященным этой теме. Первая серия скульптур народов России, торговцев и ремесленников, скульптора Ж.‐Д. Рашетта появилась в царствование Екатерины II на Императорском фарфоровом заводе.



Скульптурная группа "Продавец рыбы и барыня". Императорский фарфоровый завод. Скульптор Ж.-Д.Рашетт. 1780-е годы. Бисквит

Следом за ней, в период войны 1812 года, скульптор С.С. Пименов создал классические произведения Императорского завода - скульптуры крестьян в русских костюмах, похожие на античных героев. Одна из них, женщина с коромыслом или "Водоноска", стала символом русского фарфора. Завод Гарднера приобрел право на повтор скульптуры "Водоноска" и одновременно создал собственные оригинальные модели скульптур с изображением национального и простонародного типажа.



Скульптура "Водоноска". Императорский фарфоровый завод. Скульптор С.С. Пименов. 1810-е годы. Фарфор; роспись



Скульптура "Девочка с корзиной на голове". Завод Гарднера, 1810-е гг. Фарфор, роспись



Скульптуры "Крестьянин и крестьянка" из серии "Волшебный фонарь". Завод Гарднера, конец 1810-х - 1820-х гг. Фарфор, золочение





Скульптуры "Кучер и блинник" из серии "Волшебный фонарь". Завод Гарднера. Конец 1810-х - 1820-е годы. Фарфор; роспись
Скульптура "Сбитенщик". 1820-е годы. Завод Гарднера. Фарфор; надглазурное крытье, роспись, золочение

Книга очерков А. П. Голицынского "Уличные типы" (1860 г.), представляющих сцены с изображением разговаривающих простонародных типажей на улице Москвы, - новейший вариант "Волшебного фонаря", послужила скульптору завода Попова для создания первых и самых выразительных скульптур этого направления русской фарфоровой пластики. Кроме них был создан ряд скульптур с изображением крестьян: за работой, с детьми, отдыхающих, пляшущих.
В первой половине XIX века скульптуры Гарднера служили образцами, которыми пользовались мелкие заводы Гжели для "лубочных" вариантов, полюбившихся публике, фарфоровых фигур.



Скульптуры "Продавец живой рыбы". Завод Гарднера, 1820-е гг., и завод братьев Новых, 1830-е гг.  Фарфор, роспись



Скульптурная композиция "Русская пляска". Завод братьев Козловых. 1830-е гг. Фарфор, роспись



Скульптура "Баба-плясунья и Мужик-плясун". Заводы Гжели, 1830-е гг. Фарфор, роспись

К 1860‐м годам мастера фарфоровой скульптуры обратились к новым образам. Идеализированных героев "Волшебного фонаря" заменили характерные персонажи литературы "натуральной школы" сатирического и обличительного содержания.



Скульптура "Продавец живой рыбы". Завод Гарднера, 1840-е гг. Бисквит, роспись
Скульптура "Сбитенщик". Завод Гарднера, 1840-е гг. Бисквит, роспись



Скульптура "Извозчик-ванька" (спичечница). Завод Кунецова в Твери, 1880-1890-е гг. Фаянс, роспись
Скульптурная группа "Разговор прохожего с невзрачным мужичком" (спичечница). Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880-1890-е гг. Фаянс, роспись



Скульптура "Гармонист". Завод Гарднера, 1870-1880-е гг. Бисквит, роспись



Скульптурная группа "Обед на толкучем рынке в Москве". Завод Гарднера, 1870-1880-е гг.

В этот период завод Попова взял на себя инициативу создания в фарфоре типажа, вобравшего в себя основные черты образа крестьянства и низов городского населения пореформенной России. Выполненные из раскрашенного бисквита (неглазурованного фарфора), фигуры не только по сюжету и характеру, но даже по фактуре, более приближенной к натуральной, соответствовали эстетике, отражающей правду жизни простого народа.
После закрытия завода Попова скульптуры по его моделям выпускали на заводах Гужева, Иконникова, Масленникова. Но только на заводе Гарднера выпуск аналогичных по тематике скульптур был налажен в массовых тиражах, отчего всё направление получило коллекционное название "бисквиты Гарднера". Параллельно, на фабрике М. С. Кузнецова в Твери скульптуры по моделям завода Попова выпускались из фаянса.



Скульптурная группа с изображением парня и девушки на гулянии. Завод М.С. Кузнецова в Твери, 1880-1890-е гг. Фаянс, роспись. Скульптурная группа с изображением купеческой семьи. Завод Гужева, 1870-е гг. Терракота, роспись

Уличные типы и крестьянский типаж в фарфоре и фаянсе оставались актуальными вплоть до 1920‐х годов. Изображения народов России оказались менее востребованными, чем простонародные типажи.
Создание в фарфоре этнографических серий возобновилось лишь через 100 лет после серии Ж.‐Д. Рашетта. В последней четверти XIX столетия на заводе Гарднера выпущена серия из 40 скульптур по литографиям из атласа "Народы России", изданного Т. Паули в 1862 году. И, наконец, в 1907 году Николай II заказал серию "Народности России", модели которой исполнил скульптор П. П. Каменский. Многочисленные скульптуры этих серий представляют собой своеобразные шествия народов России, по законам жанра торжественно безмолвных, в отличие от разговаривающих между собой простонародных героев "Волшебного фонаря" и "Уличных типов".



Скульптуры из серии "Народности России". Автор моделей П.П. Каменский (1858-1922). Императорский фарфоровый завод, 1907-1917 гг. Фарфор, роспись, золочение





Скульптура "Казанская татарка" из серии "Народы России". Завод Гарднера. 1880-1890-е гг. Бисквит; роспись, золочение
Скульптура "Линейный казак" из серии "Народы России". Завод Гарднера. 1870-е - 1880-е годы. Бисквит; роспись
Скульптуры "Калмык и калмычка" из серии "Народы России". Завод Гарднера 1870-е - 1880-е годы. Бисквит; роспись

Именно такими наших героев видела и узнавала в них своих современников просвещенная публика, заказчики и владельцы русской фарфоровой скульптуры конца XVIII - начала XX века.



Тарелка Ногайский татарин из Гурьевского сервиза. Императорский фарфоровый завод, 1810-е - начало 1820-х гг. Фарфор, роспись, золочение



Тарелка "Торгующий пряниками и фруктами" из Гурьевского сервиза. Императорский фарфоровый завод, 1810-е гг. Фарфор, роспись, золочение





Вазочки с изображением видов Санкт-Петербурга и разносчиков. Императорский фарфоровый завод, 1840-е гг. Фарфор, роспись, золочение



Сервиз "Народы России". Императорский фарфоровый завод, около 1862-1867 гг. Фарфор, роспись, золочение. Частная коллекция, Москва



В экспозиции - 200 фигурок, сделанных по мотивам гравюр и картин, напечатанных в журнале. Большинство этих статуэток - ровесники Исторического музея. Выставка "Русская фарфоровая скульптура конца XVIII - начала XX вв." проходит в Историческом музее в здании бывшего музея В.И. Ленина до 9 сентября. Рекомендую!



Использована информация из проспекта выставки.

фарфор, декоративно-прикладное искусство, Россия

Previous post Next post
Up