История одной картины - "Смерть Софонисбы" Маттиа Прети

Feb 04, 2019 10:54



Маттиа Прети - Смерть Софонисбы - около 1670
Музей изящных искусств - Лион, Франция

Маттиа Прети (Mattia Preti), (1613, Таверна - 1699, Валлетта), - итальянский художник, представитель итальянского барокко.
Маттиа Прети известен также как il Cavaliere Calabrese (калабрийский рыцарь или калабрийский всадник). Это прозвище он получил за создание конной статуи папы Урбана VIII.


Софонисба родилась в одной из самых знатных семей Карфагена и, по словам Тита Ливия, была "на редкость красива". Масинисса, сын восточно-нумидийского царя Галы, воспитывался в Карфагене, где и влюбился в Софонисбу. Он получил от Гасдрубала, отца красавицы, согласие на брак с ней. Но когда Гасдрубалу понадобилось привлечь на сторону карфагенян могущественного западно-нумидийского царя Сифакса, он, вопреки данному обещанию, отдал дочь в жены Сифаксу. Масинисса, разгневанный этим вероломным поступком Гасдрубала, перешел на сторону римлян, в 204 году до н. э. высадившихся в Африке.

В 203 году до н. э., в ходе второй Пунической войны, Сифакс был разбит в битве при Цирте и попал в плен к римлянам. После битвы в захваченной Цирте, столице Сифакса, Масинисса случайно встретил Софонисбу, которая бросилась перед бывшим женихом на колени и просила спасти её и не дать римлянам увезти её вместе с мужем в Рим в качестве трофея, а если это все же будет невозможно, дать ей возможность умереть свободной. Масинисса, который не переставал любить Софонисбу, в тот же день женился на ней, полагая, что этим спасет её от позора римского рабства.

Но Сифакс смог по-своему отомстить Масиниссе, даже находясь в плену. Его привели для допроса в палатку к римскому командующему Сципиону, знавшему Сифакса тогда, когда тот ещё был союзником римлян. Сципион спросил пленного царя, почему Сифакс без всякой видимой причины изменил Риму. Тогда Сифакс возложил вину за свою измену на жену, безумная любовь к которой якобы заставила его служить Карфагену. Он сделал это не только для оправдания своих действий, но и из ревности к сопернику, к которому досталась его любимая жена. Сифакс коварно добавил, что такая же судьба наверняка ожидает и Масиниссу, который поступил так же глупо и опрометчиво, как и он, женившись на Софонисбе.

Сифакс достиг своей цели, поскольку Сципион действительно стал опасаться, что Масинисса подпадет под влияние карфагенской красавицы и перейдет к врагу. Поэтому Сципион высказал своё неодобрение по поводу "слабости" Масиниссы и указал ему на то, что, раз Сифакс побежден и взят в плен римлянами, то все, что принадлежало Сифаксу, включая его жену - добыча римского народа. Сципион пригрозил Масиниссе, что хотя он и имеет много заслуг перед Римом, из-за своей оплошности он может потерять все, если не отдаст Софонисбу римлянам.
Масинисса был сломлен угрозами римского полководца. Опасаясь гнева римлян, но будучи не в состоянии расстаться с Софонисбой и не желая отдать её Сципиону, он послал Софонисбе раба с ядом, предложив ей самой решить, жить ей в рабстве или умереть свободной. Карфагенская царевна, не желая украсить собой триумф Сципиона в Риме, рабству и бесчестию предпочла смерть и осушила кубок с ядом до дна.

Тит Ливий так описал последние минуты жизни гордой карфагенянки:

"В смятении ушел он (Масинисса) от Сципиона к себе; выпроводив свидетелей, долго сидел, вздыхал и стенал - это слышали стоявшие вокруг палатки - и наконец с глубоким стенаньем кликнул верного раба, хранившего яд (цари всегда держат яд при себе, ведь судьба превратна), и велел ему отнести Софонибе отравленный кубок и сказать: "Масинисса рад бы исполнить первое обещание, которое дал ей как муж жене, но те, кто властен над ним, этого не позволят, и он исполняет второе свое обещание: она не попадет живой в руки римлян. Пусть сама примет решение, помня, что она дочь карфагенского царя и была женой двух царей".

Слуга передал эти слова и яд Софонибе. "Я с благодарностью, - сказала она, - приму этот свадебный подарок, если муж не смог дать жене ничего лучшего; но все же скажи ему, что легче было бы мне умирать, не выйди я замуж на краю гибели". Твёрдо произнесла она эти слова, взяла кубок и, не дрогнув, выпила."

В определённом смысле этот сюжет перекликается с сюжетом о Клеопатре, принимающей яд, чтобы не стать добычей победивших римлян.

Картина в настоящее время находится в Музее изобразительных искусств в Лионе. В 1802 году она было приобретено неаполитанским правительством и передана Франции в качестве компенсации за картины на французских складах церкви Сен-Луи-де-Франс в Риме. В 1804 году картина прибыла в Париж.

Полотно несколько раз побывало на выставках живописи: сначала в Неаполе в 1938 году, затем в Кельне в 1972 году, в Лионе в 1988 году, в Марселе в 1988 году и снова в Неаполе в 1989 году.

В 1987 году картина была восстановлена ​​после экспертизы LRMF (Исследовательская лаборатория музеев Франции) в мастерских Версаля. Экспертиза показала наличие нескольких изменений, в том числе горизонтального шва в средней части картины (проходящего на уровне шеи человека в доспехах), и весь живописный слой был покрыт очень толстым зеленовато-коричневым лаком. Края картины были обрезаны во время предыдущей реставрации. Восстановление включило в себя повторное нанесение грунтовки, осветление лака и удаление при помощи скальпеля грязи, наплывов лака и следов неудачной предыдущей реставрации картины.

Художники писали картины на этот сюжет неоднократно, но интерес, в первую очередь, представляет одно из ранних полотен Рембрандта "Софонисба принимает чашу с ядом".



Рембрандт Харменс ван Рейн - Софонисба принимает чашу с ядом - 1634

В облике героини угадывается портрет жены Рембрандта Саскии. Софонисба в роскошном одеянии, не скрывающем будущего материнства, в украшениях с жемчугами сидит у стола, покрытого ковром, на котором лежит манускрипт.

живопись, художники, история, Италия

Previous post Next post
Up