В Париже есть знаменитый Мост Искусств. Художники и фотографы зачастую рисуют и фотографируют на этом мосту под открытым небом - их привлекают живописные виды, открывающиеся с этого моста. Здесь же, как и на Площади Тертр, они выставляют свои работы, а парижане летом здесь устраивают пикники и вольно или невольно становятся зрителями на импровизированном вернисаже.
На этом мосту поэт Андрей Вознесенский увидел портреты Владимира Маяковского и его возлюбленной Лили Брик, нарисованные прямо на асфальте, под ногами у прохожих. Чему и посвятил своё стихотворение.
Примечание. Лиля Брик, урождённая Лили Юрьевна Каган (1891-1978), - российский и советский литератор.
Андрей Вознесенский
Маяковский в Париже
Уличному художнику
Лили Брик на мосту лежит,
разутюженная машинами.
Под подошвами, под резинами,
как монетка зрачок блестит!
Пешеходы бросают мзду.
И как рана,
Маяковский,
щемяще ранний,
как игральная карта в рамке,
намалеван на том мосту!
Каково Вам, поэт, с любимой?!
Это надо ж - рвануть судьбой,
чтобы ликом,
как Хиросимой,
отпечататься в мостовой!
По груди Вашей толпы торопятся,
Сена плещется под спиной.
И, как божья коровка, автобусик
мчит, щекочущий и смешной.
Такой вот вернисаж под ногами!
Андрей Вознесенский был знаком с Лилей Брик, бывал у неё дома, где она устраивала нечто подобное артистическим салонам - у неё постоянно толпился московский артистический, в широком смысле этого слова, бомонд. Считается, что именно Лиля Брик в некотором роде дала начинающему поэту Вознесенскому путёвку в жизнь, ведь по образованию он был архитектором.
А вот, что пишет о Лиле Брик Марина Викторовна Черкашина, автор литературоведческих работ о Михаиле Булгакове, Владимире Маяковском, Николае Гоголе, Зинаиде Гиппиус, Максимиллиане Волошине, Александре Вертинском, Марине Цветаевой:
"Лиля жила в окружении знаменитостей и любила их шокировать. Уже в старости она потрясла Андрея Вознесенского таким признанием: "Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал..." Страдающей стороной в этом "треугольнике", оказывается был знаменитый поэт! Вознесенский был настолько шокирован услышанным, что полгода не мог приходить к Брик в дом: "Она казалась мне монстром. Но Маяковский любил такую. С хлыстом..."".
Примечание. Ося - Осип Максимович Брик (1888-1945) - российский и советский литератор, литературовед и литературный критик, первый муж Лили. А вообще их, мужей, было три: следующим за Бриком был комкор Виталий Маркович Примаков, расстрелянный в 1937-ом году за участие в троцкистском антигосударственном заговоре, а последним был литературовед, историк литературы, занимавшийся творчеством Маяковского, - Василий Абгарович Катанян.
Литературоведы утверждают, что отношение к Лиле Юрьевне в литературных кругах было неоднозначным. Вот, к примеру, как отзывалась Анна Ахматова о Лиле Брик в пору, когда той было 38 лет: "Лицо несвежее, волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза".
Ну, не знаю, не знаю... Как там говорил Волк в мультфильме про Красную шапочку: "Глазки, как глазки, - ничего особенного." Хотя, на фотографии, которая приведена в паре с фотографией Маяковского, Лиле всего 24 года, а никак не 38. Но, нужно сказать, что это самая удачная фотография из всех, какие удалось найти. Все остальные оставляют в недоумении: а что же поэт и такой представительный мужчина нашёл в этой самой Лиле? Достаточно только посмотреть на фотографию, которая приведена ниже, принадлежащую руке небезызвестного Александра Родченко, на которой Лиля снята в стиле псевдообнажёнки - здесь ей 33 года.
А держала Лиля, кстати, настоящее её имя Лили, а Лилей её называл Маяковский, его в своих ручках мёртвой хваткой. Злые языки утверждают, что её "любовь" к поэту была, по большей части, меркантильного свойства. Чего только стоят духи и наряды, которые Маяковский привозил ей из своих многочисленных поездок за рубеж, среди которых было и неоднократное
посещение Франции. Это не говоря уже об "автомобильчике", причём непременно марки "Форд" последнего выпуска, заказанном ею Владимиру Владимировичу (не путать с президентом - и кроме него есть много известных людей с таким сочетанием имени и отчества, а встречаются среди них и просто замечательные люди, например, мой питерский дядя Володя) и привезённому им ей в подарок. Впечатляет и то, что она вместе со своим официальным мужем Осипом Бриком жила за счёт Маяковского долгие годы. А после смерти Маяковского ещё и ухитрилась стать наследницей 50% авторских прав на его произведения, как законная супруга, хотя в это время была замужем совсем за другим человеком.
Вот уж поистине, велики чудеса твои, Господи. Как говорит одна моя великомудрая подруга: "Каждый мужик - балалайка. Кто не ленится, тот играет."
Да и какое там неоднозначное отношение!? Вот, как описала свои впечатления о встрече с Бриками дочь Корнея Ивановича Чуковского - Лидия Корнеевна, которая в 1940-ом году приезжала к Брикам в Москву по поводу издания однотомника Владимира Маяковского:
"Общаться с ними было мне трудно, весь стиль дома - не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского. Не понравились мне и рябчики на столе, и анекдоты за столом... Более всех невзлюбила я Осипа Максимовича: оттопыренная нижняя губа, торчащие уши и главное - тон не то литературного мэтра, не то пижона... была удивлена небрежностью их работы, полным равнодушием к тому, хорош ли, плох получится однотомник, за который они в ответе".
Дамочка эта (Лиля) была, что называется "оторви и брось". Не было бы её связи с Маяковским и его любви к ней, а правильней сказать, психологической зависимости, кто бы о ней вспомнил? Но, нужно ей отдать должное, паблисити она себе создавать умела. Утверждают, что за границей её знали лучше, чем дома. Наверное, этому в немалой степени способствовало то, что её младшая сестра Элла, у которой Лили в своё время и отбила Маяковского, впоследствии ставшая, благодаря замужеству с французским офицером Триоле, гражданкой Франции, а потом женой поэта-коммуниста Луи Арагона и писательницей Эльзой Триоле, создавала во Франции своей сестрице имидж путеводной звезды и единственной любви знаменитого поэта Владимира Маяковского.
Французский артистический цех проявлял недюженный интерес к персоне мадам Брик. Дошло даже до того, что сам Ив Сен Лоран презентовал ей на какой-то весьма почтенный юбилей, кажется, на 85-ти летие, сногсшибательное вечернее платье.
"Лиля обладала волшебной палочкой и великодушно касалась ею тех, кто выражал определенные взгляды и убеждения, кто был талантлив и неповторим, кто был смел, дерзок, нежен и беззащитен", - так писали о Брик французы в книге о ста самых знаменитых женщинах мира. Даааа, правильно говорят, что имдж - это всё.
Кстати, известный российский историк моды Александр Васильев, большой оригинал, называет подобных дам великими лежалками. И, что интересно, с ним нельзя не согласиться. Ему же принадлежит фраза:
"Мужья приходят и уходят, а бриллианты остаются."
Ну, просто, как о Лиле сказано! Автомобильчик и баснословные по тем временам авторские за издание стихов Маяковского, ну, чем не бриллианты!?
Click to view
Лучшие друзья девушек - это бриллианты
Музыка и слова Константина Меладзе
Поёт ВИА ГРА