История одной картины - "Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине" Иоганна Хуммеля

Jan 08, 2019 12:57



Иоганн Эрдман Хуммель - Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине - (1818-1819)

Иоганн Эрдман Хуммель (Johann Erdmann Hummel), (1769, Кассель - 1852, Берлин, - немецкий художник - иллюстратор, гравёр и мастер портрета.
Работы Хуммеля хранятся в крупнейших музеях Германии, в том числе в берлинской Национальной галерее.


На картине "Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине" (Schachpartie im Palais Voss zu Berlin) Иоганна Эрдмана Хуммеля запечатлены выдающиеся деятели позднего немецкого Просвещения в помещении шадовского шахматного клуба.

Считается, что картина была заказана Вильгельминой Прусской, дочерью короля Пруссии Фридриха Вильгельма II и его второй законной супруги Фридерики Луизы Гессен-Дармштадтской. Вильгельмина Прусская вышла замуж за своего кузена Виллема, короля Нидерландов. Уезжая в Нидерланды, в память о своём общении с интеллектуальной элитой на родине она и заказала это полотно.


    

Портрет Вильгельмины Прусской (1774-1837)            Портрет короля Голландии Виллема I (1772-1843)
Оба портрета неизвестного авторства

В настоящее время этот вариант картины представлен в Старой национальной галерее в Берлине. Существуют и две другие версии картины, созданные художником:

1) по размеру значительно большая картина (117 х 141 см), хранящаяся в Ганновере, в Галерее Нижней Саксонии, созданная в 1845 году; эта картина не выставляется в постоянной экспозиции из-за плохого состояния красочного слоя;

2) ещё одна версия находится в Трире в частной коллекции, эта версия недоступна для искусствоведов.

В 2003 году картина привлекла внимание к забытому шахматному клубу, изображённому на ней. В Берлинской художественной библиотеке в Культурфоруме состоялась крупная выставка "Первый шахматный клуб Германии" (Erster Schachklub Deutschlands), посвящённая шахматному клубу Шадова и его истории, где картина была главным экспонатом.

Картина Иоганна Эрдмана Хуммеля представляет сцену из повседневной жизни шахматного клуба на Вильгельмштрассе. Местом проведения является дворец Фоссов, где собирался шахматный клуб Шадова. На картине изображены его члены.

Слева направо изображены:

берлинский архитектор Ганс Кристиан Дженелли (1763-1823), у зеркала с глиняной трубкой в руке);

археолог Алоис Людвиг Хирт (1759-1837), академик, с художником они были двадцать лет друзьями и временами вместе работали; именно он сидит за доской и держит в руке чёрную фигуру;

Густав Адольф Вильгельм фон Ингенгейм (1789-1855), сын прусского короля Фридриха Вильгельма II и его морганатической супруги графини Юлии фон Фосс;

у окна на заднем плане находится автор картины - сам художник Хуммель;

немецкий художник-портретист Фридрих Бури (1763-1823), с которым у Хуммеля завязалась после пребывания в Риме тесная дружба; предполагается, что он должен быть партнёром Алоиса Хирта, однако ни одной белой фигуры на доске нет;

граф Фридрих Вильгельм Бранденбургский (1792-1850, единокровный брат Густава Адольфа Вильгельма фон Ингенгейма, сын прусского короля Фридриха Вильгельма II и его морганатической супруги графини Софии Юлианы Фридерики фон Денгоф), премьер-министр Пруссии в 1848-1850 годах и генерал от кавалерии.

На стене над шахматистами висит картина Фридриха Бури "Портрет художника-пейзажиста Януса Дженелли" (1761-1813). Янус Дженелли - брат архитектора Ганса Кристиана Дженелли, изображённого на картине, умер за несколько лет до создания картины Хуммеля, портрет кисти Бури в настоящее время хранится в фондах Национальной галереи Берлина.



Фридрих Бури - Портрет художника-пейзажиста Януса Дженелли

Считается, что в основе картины лежит не конкретное историческое событие, а собирательный образ посетителей клуба и типичное проведение времени в нём.

"Партия в шахматы во дворце Фосс в Берлине" - это ранний пример комбинированного изображения отражений в зеркале, теней и освещения из различных источников света внутри и снаружи помещения (свечи на столе и их отражения в окне, лампа на шкафу, а также их отражения в зеркале, луна за окном). Эта картина относится в творчестве художника к переходному периоду от классицизма к бидермейеру (простодушный, обывательский стиль) как к ответвлению романтизма. В то же время она демонстрирует тесную связь Хуммеля с придворной традицией живописи.
"Партия в шахматы" внешне задумана как произведение голландской традиции, но скрывает при этом большой интеллектуальный потенциал.



Вариант картины из Ганновера

На двух разных версиях картины изображены на доске разные позиции. Позиция на картине в Ганновере без труда реконструируется и свидетельствует о невысоком уровне играющих её шахматистов. Положение белых безнадёжно, но они продолжают игру.



На шахматной доске картины из Берлина изображена только одна фигура в руке персонажа, все остальные фигуры сняты с доски и лежат рядом с ней.

Берлинский шахматный клуб был первым известным немецким шахматным клубом. Он существовал в 1803-1847 годах, часто назывался "Шадовским шахматным клубом" в честь скульптора Иоганна Готфрида Шадова (1764-1850), учредителя и председателя клуба. Первоначально он включал до 34 членов, но в 1805 году их было уже 139.

В уставе ассоциации было 70 пунктов. В качестве единственной цели было определено "играть в шахматы или наблюдать за этой игрой".
Среди членов клуба были: придворный врач прусского короля Кристоф Вильгельм Гуфеланд, астроном Иоганн Франц Энке, философ, переводчик и библиотекарь Самуэль Генрих Шпикер, педагог и философ Лацарус Бендавид, прусский офицер и изобретатель Георг Леопольд фон Рейсвиц.

Членами клуба были в основном представители позднего Просвещения, они действовали в духе терпимости и свободы мысли, игру в шахматы воспринимали как разновидность рациональной практики. Желающих вступить в клуб обязывали предоставить рекомендации от двух членов клуба, а также занимать уважаемое положение в обществе. Военнослужащие не могли претендовать на полноценное членство в клубе, но имели статус гостей. Шахматы были единственной лицензированной игрой в клубе, но не единственным видом деятельности в нём. В клубе существовала справочная библиотека с шахматной литературой, подборка газет по подписке; была возможность обмениваться мнениями о науке и искусстве, литературе и политике.

В 1840-х годах число членов клуба резко сократилось. В 1847 году шадовский шахматный клуб был распущен.

живопись, Германия, история

Previous post Next post
Up