Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами (часть 1)

Nov 30, 2018 14:43



Одно из ярчайших арт-событий 2018-го года - перформанс, который Бэнкси провернул на аукционе "Сотби": едва его работа "Девочка с воздушным шаром" была продана, сработал встроенный в раму шрёдер - и картина была изрезана в лапшу. Но не потеряла в цене и не перестала быть произведением искусства - только сменила имя, став "Любовью в мусорной корзине". Между тем, в этом нет ничего оригинального. История искусства знает массу случаев, когда по картинам прошлись огнём и мечом.


Их разделяли на части сами художники, продавцы, обстоятельства или стихии. Но выжившие фрагменты (порой - совсем крошечные и, разумеется, с новыми названиями) по сей день продолжают привлекать, волновать, впечатлять - покруче многих целых и невредимых полотен, которых и жук лапкой не тронул.



Леонардо да Винчи - Портрет Джиневры де Бенчи - 1470-е

Этот портрет - подгрудный: рук Джиневры де Бенчи, флорентийской красавицы и поэтессы, мы не видим. Но её руки - среди самых известных в истории искусства, они даже на других художников повлияли.



Леонардо да Винчи - Эскиз рук - 1474

В Виндзорском замке хранится эскиз женских рук авторства Леонардо да Винчи - считается, что это его подготовка к написанию портрета Джиневры. Почти через пятьсот лет, вдохновившись этим наброском, Мариуц Эшер создаст знаменитые "Рисующие руки".



Мауриц Корнелис Эшер - Рисующие руки - 1948

А вот два произведения современников Леонардо да Винчи. Обе работы могли быть выполнены под впечатлением от портрета Джиневры. И обе эти женщины запечатлены с руками.



Лоренцо ди Креди - Портрет молодой женщины - 1490-е

Лоренцо ди Креди довольно точно воспроизвёл картину Леонардо - даже фон из можжевельника соорудил, только отзеркалил композицию.



Андреа дель Верроккьо - Женщина с букетом цветов

Со скульптурным портретом работы Веррокьо - сложнее: точная дата создания произведения неизвестна. Верроккьо - учитель Леонардо. Возможно, идею с руками да Винчи подсмотрел у наставника. Но не исключено и обратное: ученик к этому времени уже превзошёл учителя - и это Веррокьо вдохновлялся руками Джиневры с картины Леонардо да Винчи (в момент написания портрета Джиневры героине около семнадцати лет, а художнику - около двадцати трёх).

В чём никто не сомневается - так это в том, что портрет Джиневры де Бенчи был поясным, а не подгрудным, то есть она была написана с руками. Аргументов - масса.

В своём "Трактате о живописи" да Винчи много говорит о том, как следует писать руки. В частности, наставляет коллег: "Делай фигуры с такими жестами, которые достаточно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы". Сам этому правилу следовал: руки на его произведениях неизменно привлекают внимание.



Леонардо да Винчи - Мадонна в скалах (фрагмент) - 1485



Леонардо да Винчи - Тайная вечеря (фрагмент) - 1495



Леонардо да Винчи - Святой Иоанн Креститель - 1513



Леонардо да Винчи - Дама с горностаем Цецилия (Чечилия) Галлерани - 1480-е

Не только собственные художественные принципы не позволили бы художнику проигнорировать руки портретируемой. Дело в том, что это были выдающиеся руки: по меньшей мере два поэта, сочинявшие стихи, посвящённые Джиневре, сообщали о красоте её кистей и пальцев.

Ещё одно доказательство тому, что нижняя часть картины (сантиметров 9−10) была обрезана, найдём, если рассмотрим оборотную сторону портрета Джиневры де Бенчи.



Леонардо да Винчи - Оборотная сторона портрета Джиневры де Бенчи - 1470-е

На обороте изображён венок из пальмовой и лавровой ветвей, с надписью "Красота украшает добродетель". Очевидно, что нижняя часть венка обрезана.

А вот почему нижнюю часть картины с руками Джиневры пришлось отсечь - остаётся только догадываться. Возможно, был удалён фрагмент, пострадавший от сырости, огня или грызунов.

Кстати, не исключено, что и леонардовская "Джоконда" была урезана: вероятно, картина изначально была шире, и по краям портрет обрамляли колонны (они есть на одной из ранних копий).

Картины, которые кто-то разрезал, но это не помешало им быть шедеврами

живопись, Леонардо да Винчи, Италия

Previous post Next post
Up