Искусственные параллели по средам
Пушкинский музей до 16 марта представляет в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков выставку «Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Экспозиция стала результатом многолетних исследований, проведённых в архивах Пушкинского музея, и сотрудничества между музеями по всей России. Экспонаты, когда-то принадлежавшие Щукиным, были обнаружены в Музеях Московского Кремля, Музее Востока, в Музее-заповеднике «Останкино и Кусково», Академии художеств, Государственном Эрмитаже, Музее истории религии, в музеях Астрахани, Махачкалы, Якутска.
Экспозиция построена как путешествие по цивилизациям и странам, где каждый экспонат, в начале ХХ века находившийся в доме Сергея Ивановича, напоминает об интересах семьи Щукиных: это Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, наследие русской усадебной и религиозной культуры XVII-XIX столетий.
Д. Мельников. Портрет Сергея Ивановича Щукина. 1913-1915. Холст, масло. ГМИИ
Собирательством живописи Сергей Иванович увлекся лишь после сорока лет, в то время как его братья были одержимы этим с молодости. Дмитрий - знаток старых мастеров, Пётр - любитель исторических реликвий и культур Востока, а «парижский Иван» - страстный любитель Испании. Все они были наделены особым чутьем, и каждый из них в той или иной степени повлиял на характер собрания Сергея. Сегодня не всегда с уверенностью можно сказать, кто из братьев связан с теми или иными произведениями и чьи увлечения отразились на формировании этой коллекции. Часть работ окружала и сына московского купца, Ивана Сергеевича, талантливого молодого ученого-эрудита.
Выставка Братья Щукины в Пушкинском музее (2019 г.) Тема первого зала - история особняка в Большом Знаменском переулке и его сложная планировка. С 1882 по 1918 год семейство Сергея Щукина занимало старинный особняк в Большом Знаменском переулке. История этой усадьбы берет отсчет от середины XVIII века, а с начала XIX столетия ею владели князья Трубецкие. Дом неоднократно перестраивали и заново оформляли: сначала в духе классицизма, затем историзма, в 1909 году деликатные дополнения выполнил Лев Кекушев. На архивных фотографиях и планах владение предстает сложным и многослойным. Оно вмещало, помимо коллекции из более чем 250 произведений нового искусства, располагавшейся в парадных залах, по крайней мере такое же число других предметов. Виртуальная экскурсия по особняку С.И. Щукина -
galik-123.livejournal.com Особняк Щукина в Большом Знаменском переулке, 1900. Фото: Shchukin collection
В октябре 1918 года советское правительство национализировало все щукинское собрание. Галерея нового искусства открылась для публики под названием I Музей новой западной живописи (МНЗЖ, с 1923 - I отделение Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ)). В доме было крайне тесно: здесь проживали сотрудники музея, служащие Главнауки Наркомпроса, весь первый этаж занимал Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, больным, раненым и демобилизованным красноармейцам. Когда в 1921 году в должность директора МНЗЖ вступил Борис Терновец, обнаруженные им в доме коллекции старых мастеров, керамики, икон, искусства Востока сперва едва не обескуражили его. Началась планомерная работа по инвентаризации, которая зафиксировала состав этих собраний и впоследствии позволила найти их сохранившиеся фрагменты. Следующим этапом стала передача коллекций в другие музеи - этот процесс отражен в официальных актах. Он длился сначала до 1928 года, когда I (Щукинское) отделение ГМНЗИ было объединено со II (Морозовским) и покинуло исторический особняк, а затем продолжился вплоть до 1940-го. Каждая выдача утверждалась Музейным отделом Главнауки Наркомпроса и с 1936 года Комитетом по делам искусств.
Фото 2021 года
Благодаря подробным документам сегодня можно совершить воображаемое путешествие по щукинскому дому. Так, на первом этаже в передней гостей встречала не работа Анри Матисса, а каслинское литье - скульптура Евгения Лансере, среди зарубежных произведений находилась картина Виктора Борисова-Мусатова. С этих работ отечественных мастеров и начинается рассказ о неизвестных собраниях из особняка Сергея Щукина.
Евгений Лансере. Джигитовка. Модель 1874. Отливка 1890. Каслинский завод, мастер Ф. Быков. Чугун. Дагестанский музей изобразительных искусств
Виктор Борисов-Мусатов. Женщина в саду, 1903. Холст на картоне, масло. Астраханская картинная галерея имени П.М. Догадина
По свидетельству Анри Матисса, Сергей Щукин, приезжая в Париж, отправлялся в египетские залы Лувра. Тяготение к элементарным формам, крайне простая роспись, следы времени, внимание к глубокой и сложной фактуре материала - во всем этом Щукин видел пересечения с современным ему искусством, таким как работы Поля Гогена или Пабло Пикассо. Смелый и широкий диалог культур и эпох мог стать одним из направлений дальнейшего развития щукинского собрания в ХХ веке. Похожим образом, сопоставляя искусство Запада и Востока, старых и новых мастеров, мыслили и коллекционеры 1920-1950-х, и создатели новаторских выставочных проектов - вплоть до последних лет.
Пабло Пикассо. Дружба (II). Эскиз, 1907-1908. Бумага, гуашь, акварель. - Поль Гоген. Вайраумати, 1892. Холст, масло. Обе: ГМИИ
Второй зал посвящен собранию памятников Древнего Египта; оно было впервые атрибутировано в составе коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Артефакты Древнего Египта - наиболее многочисленная из всех «неизвестных» частей собрания Сергея Щукина: почти 140 предметов. Интерес к этой культуре отразился в неоднократных путешествиях коллекционера в Египет, которые он совершал в драматические моменты жизни. В начале 1906 года, находясь в Каире, семейство Щукиных ожидало результатов поиска пропавшего в конце осени сына Сергея (его найдут утонувшим в Москве-реке). А осенью 1907-го, потеряв жену в расцвете лет, меценат вернулся в Египет, чтобы отправиться в изнурительное путешествие по пустыням Синайского полуострова, к монастырю Святой Екатерины.
Вероятно, в результате этих поездок в доме Щукиных и появились египетские древности. Коллекционирование таких предметов в то время было областью постоянного интереса как глубоких знатоков, так и экспериментаторов. Тем не менее собрание Сергея Щукина отличалось необычным подходом: владелец явно отдавал предпочтение не утонченным произведениям, а упрощенным, даже грубоватым «массовым» вещам всех периодов истории этой цивилизации - от Древнего царства до Птолемеев. Такие предметы можно было приобрести и в самом Египте, и в европейских столицах, их стоимость была относительно невысокой.
В 1922 году Борис Терновец передал коллекцию Щукина египтологу-энтузиасту Владимиру Викентьеву, создателю Музея-института классического Востока (МИКВ), где тот стремился объединить все древневосточные собрания Москвы. Увы, при этом лишенные изящества предметы были несправедливо обозначены как «сомнительно подлинные». Фонды МИКВ вскоре стали частью Музея изящных искусств - будущего ГМИИ им. А.С. Пушкина. Во время подготовки выставки состав собрания был реконструирован специалистами отдела Древнего Востока, которые окончательно опровергли сомнения столетней давности.
Ушебти. Египет, I тыс. до н.э. Фаянс. ГМИИ
Деревянные статуэтки. Египет, XXIV- XVIII века до н.э. Дерево, краски. ГМИИ
Статуэтки Осириса, Исиды с младенцем Хором, Анубиса, Хонсу, Имхотепа, Нефертума и др. I тыс. до н.э. Бронза. ГМИИ
Анубис в образе шакала. Египет, I тыс. до н.э. Дерево, гипс, краска. ГМИИ
Миниатюрная модель саркофага с фигуркой сокола Ахома, I тыс. до н.э. ГМИИ
Третий зал выставки отдан искусству Востока. Коллекция живописи, скульптуры, оружия Востока складывалась в доме Сергея Щукина, вероятно, параллельно более известному собранию восточного искусства его брата Петра, а также отчасти Дмитрия. Пристальный интерес к восточным культурам передался и сыну Сергея Щукина - Ивану Сергеевичу, посвятившему этой сфере свою профессиональную жизнь. Щукины приобретали такие предметы и в России, и за рубежом, но Сергей Иванович, вероятнее всего, делал покупки в Париже. Здесь находилось более полутора сотен специализированных магазинов, ассортимент которых (в основном трофеи времен Второй опиумной войны (1856-1860)) в русле моды на японскую и китайскую экзотику был весьма богатым. Часть оружия могла быть привезена меценатом и из путешествий в Северную Африку.
Как и в случае с Египтом, Щукин, скорее всего, в своем выборе руководствовался ощущением диалога наследия цивилизаций Дальнего Востока с новым искусством. Предпочтение, которое меценат отдавал предметам из Китая, Японии, Кореи, логичнее всего объяснить воздействием этой эстетики на художественный язык импрессионизма, постимпрессионизма, символизма. В последнем варианте щукинской экспозиции в Большом Знаменском переулке, в 1914-1919 годах, часть китайских картин на шелке составляла ансамбли с произведениями Поля Сезанна, Винсента ван Гога, Андре Дерена. Такой подход роднил московского мецената с его младшими зарубежными современниками - коллекционерами первой половины XХ века.
Манджушри Симханада. Китай, XII в. Бронза. Музей Востока. Это самое древнее произведение искусства Востока в собрании Сергея Щукина
Портрет чиновника Ли Токсу. Корея. Вторая половина XVIII - XIX в. Бумага, тушь, краски. Музей Востока
Будда - победитель Мары. Северный Таиланд, XIX в. Металл, лак, литьё, гравировка. Музей Востока
Зал старой живописи - так в архивных документах назывался, наверное, самый необычный ансамбль дома в Большом Знаменском, где соединились и очень непохожие друг на друга произведения, и сами судьбы братьев и сына Щукиных. По насыщенности, сложности ассоциаций, разгаданных и неразгаданных тайн зал занимает особое место среди всех интерьеров дома. В этом разделе собраны найденные в отечественных музеях элементы лишь одной стены из этого ансамбля, еще в начале XХ века предвосхитившего работы современных кураторов. Зал старой живописи объединял произведения мастеров Италии и Нидерландов, русские шитые иконы, буддийскую икону-танку, делфтские вазы и европейскую керамику XVI-XVIII веков в окружении русской мебели в стиле модерн.
Вазы парные и Ваза с крышкой с изображением жанровых сцен на фоне пейзажей. Голландия, Делфт. Мастерская De 3 vergude Astonne, 1679-1700. Фаянс, подглазурная роспись. Музей керамики Кусково. - Стулья. Россия, начало ХХ в. ГТГ
Большинство из входивших в композицию европейских картин до революции приписывали испанской школе или даже самому Франсиско де Сурбарану. Это заставляет вспомнить о серьезном увлечении испанской культурой Ивана Щукина - младшего, «парижского», брата Сергея. Возможно, эти произведения, связанные с его опытами как коллекционера и арт-дилера, входили в его печально известное собрание и оказались в Москве после самоубийства владельца и неудачных попыток распродажи его имущества. Вероятно, на ансамбль также повлияла и деятельность Дмитрия Щукина - вдумчивого знатока и собирателя искусства старых мастеров. А ведущую роль в создании этого выразительного сочетания артефактов столь разного происхождения сыграл сын Сергея Щукина Иван Сергеевич - на глазах, а возможно, и при участии, отца. Зал располагался как раз в той части дома, где находились комнаты детей мецената.
Джаванни Баттиста Караччоло (Баттистелло) (1578-1635). Жертвоприношение Авраама. Холст, масло. ГМИИ
Абель Гриммер. Проповедь в церкви, 1597. Дерево, масло. ГМИИ
В насыщенном ансамбле Зала старой живописи, если судить по архивным документам, в момент национализации собрания Сергея Щукина находилась небольшая коллекция европейской деревянной скульптуры XV-XVIII столетий. Она не попадала в объектив фотокамер ни до, ни после революции. На выставке эта группа произведений, объединенных христианскими сюжетами, собрана в своеобразной камерной «капелле».
Мадонна с младенцем. Германия, конец XV - начало XVI в. Дерево, полихромная роспись, позолота по левкасу. Музей архитектуры им. А.В. Щусева. - Коленопреклонённые ангелы. Западная Европа, XVIII-XIX в. Дерево. ГМИИ
В описи «художественных предметов» из щукинского дома, составленной в 1918 году, почти вся резная скульптура была обозначена как «испанское дерево». Это позволяет связать её с именем брата Сергея Ивановича - Ивана, любителя живописи старых испанских мастеров. Возможно, работы в начале XХ века были приобретены им как испанские и сохраняли эту первоначальную «легенду». Правда, уже начиная с 1920-х годов атрибуция постепенно изменилась: на самом деле скульптура выполнена итальянскими и немецкими мастерами эпохи готики и барокко.
Тело Христово (Престол благодати). Италия, конец XVII - начало XVIII в. Дерево. ГМИИ
Также вероятно, что эти произведения были в числе тех, которые Иван Щукин пытался продать, чтобы избежать финансового краха. По крайней мере, одна из работ - «Голова неизвестного святого» - упомянута в каталоге аукциона, проведенного в Париже перед трагической кончиной Ивана. Наконец, можно предположить, что впоследствии уже Сергей Щукин принял решение сохранить коллекцию под кровом своего дома - как воспоминание о младшем брате. Свою важную роль в этом мог сыграть и сын коллекционера - Иван Сергеевич, в то время талантливый молодой интеллектуал, явно неравнодушный к диалогу наследия разных эпох и культур.
Голова неизвестного святого. Германия (?), XVII в. Дерево, полихромная роспись. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
В 1924 году произведения в основном поступили в собрание Музея изящных искусств, откуда уже в конце 1920-х в соответствии с духом эпохи некоторые из них были выданы в другие учреждения - Антирелигиозный музей или Госторг для продажи. Сегодня удалось точно идентифицировать большую часть скульптур из щукинского дома - все эти предметы представлены в зале.
Святой Симеон с младенцем Христом на руках. Испания или Португалия, XVII в. (?). Дерево, полихромная роспись. ГМИИ
Следующие залы посвящены предметам декоративного искусства в доме Щукина, в числе которых две пары ваз Императорского фарфорового завода из собрания Музея-заповедника «Останкино и Кусково». Также показаны детально реконструированные фрагменты наиболее знаменитого ансамбля особняка - Розовой гостиной, - созданного в 1911 году Щукиным и Матиссом. Как и в любой старинной усадьбе, в щукинском доме было немало предметов из фарфора, которые на дореволюционных фотографиях можно принять за обычные элементы декора и обихода. Однако их роль в истории и даже судьбе щукинского собрания выходит далеко за эти скромные пределы. Когда в начале 1920-х годов сотрудники ГМНЗИ принялись за инвентаризацию находящихся в доме «художественных предметов», то основную часть среди них занял именно фарфор. Наиболее заметной была группа из более чем десяти крупных ваз Императорского фарфорового завода времен Николая I - эпохи расцвета этого предприятия. Столь роскошные и редкие произведения исторически бытовали в царских резиденциях, дворцах и родовых имениях знати, передавались по наследству. Скорее всего, они составляли часть истории дома до приобретения его Щукиными и изначально принадлежали князьям Трубецким.
Вазы «Крестьянский мальчик, надевающий лапти» и «Спящий пастушок». По живописному оригиналу А.Г. Венецианова, 1858. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка, бронза. Музей керамики Кусково
В начале 1920-х вазы ненадолго вернулись в залы, которые, вероятно, украшали в XIX веке, однако вскоре, уже в середине 1922-го, они были переданы в московский Музей фарфора и сегодня являются гордостью коллекции Музея керамики в Кускове. В экспозиции представлены две пары замечательных ваз 1829 и 1858 годов с живописными композициями из этой группы произведений.
Вазы с изображением барабанщиков и чинов Роты дворцовых гренадёров в Тронном зале императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем Дворце, 1829. Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург. Фарфор, надглазурная роспись, золочение, цировка, бронза. Музей керамики Кусково
Предметы декоративного искусства - художественная бронза, мебель, скульптура, во множестве украшали особняк в Большом Знаменском и при Трубецких, и во времена Сергея Щукина. Центром парадной анфилады залов была Розовая гостиная, где детали оформления в стиле ампир соединялись с выполненным в середине - второй половине XIX века пышным декором в духе имитации «стиля Людовика XV». В ноябре 1911 года, во время поездки в Россию, Анри Матисс вместе с Сергеем Щукиным создал в зале композицию из собственных картин. Яркая живопись французского мастера вступила во взаимодействие со стилевым, цветовым и фактурным многообразием оформления интерьера. Наряду с розовой росписью потолка, светло-зелеными стенами, мрамором камина и фиолетовым ковром в новые мизансцены включились предметы мебели, декоративные вазы и скульптура. По воле Матисса ансамбль продолжал развиваться вплоть до 1914 года: художник «дистанционно» дополнял его новыми полотнами. В результате возникла первая и единственная в мире композиция, целиком задуманная и исполненная этим крупнейшим мастером ХХ столетия. «Даже не знаешь в точности - что здесь чему "помогает": комната Матиссу или Матисс - комнате. Но только общее впечатление такое, что все это… дело рук Матисса, его декоративная инсценировка», - восхищался замыслом отечественный искусствовед Яков Тугендхольд.
После национализации собрания Щукина сотрудники МНЗЖ - ГМНЗИ тщательно сохраняли уникальный ансамбль. Но в результате объединения I и II отделений ГМНЗИ в конце 1928 года коллекция все-таки была вывезена из исторического особняка, и композиция распалась. Картины вошли в новую экспозицию, бронзу передали на продажу в Госторг, скульптуру - в московские и региональные музеи. В ГМНЗИ удалось оставить только мебель и вазы. После ликвидации музея в 1948 году эти предметы перешли во владение Академии художеств.
Собранные в зале произведения на сегодняшний день - единственные известные подлинные элементы декоративного оформления Розовой гостиной, которые объединены с картинами Матисса так, как это было во времена Щукина.
Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре, 1908. Холст, масло. ГМИИ
Три грации, копия XIX в. с оригинала Антонио Кановы (1757-1822). Мрамор. Дагестанский музей изобразительных искусств
Читающая девушка. Копия с оригинала Жан-Жака Прадье (1792-1852) «Девушка с собакой». Мрамор. Дагестанский музей изобразительных искусств
Анри Матисс. Букет цветов в белой вазе, 1909. Холст, масло. ГМИИ
- Купальщица. Западная Европа, XIX в. По оригиналу Э. Фальконе (1716-1791). Бисквит. Музей керамики Кусково
Комоды-bahuts в стиле Людовика XV. Франция. XIX в. Розовое дерево, лак, золочёная бронза, мрамор. Российская академия художеств
Анри Матисс. Натюрморт с голубой скатертью, 1909. Холст, масло. Эрмитаж
Вазы в стиле Севрской мануфактуры. Франция, XIX в. Фарфор, бронза, полихромная роспись, золочение. Российская академия художеств
В последнем зале рассказывается о собрании икон, которое находилось в доме Сергея Иванович Щукина. Из ближайших родственников коллекционера наиболее серьезно этой темой занимался знаток российской старины Пётр Щукин, в собрание которого входило более сотни икон. На интерес Сергея Щукина к этой сфере могло повлиять и тесное общение с обладателем знаменитого собрания древнерусской живописи Ильёй Остроуховым. В сложении небольшой группы «музейных» икон в щукинском доме мог участвовать и сын коллекционера - Иван Сергеевич. К 1918 году коллекция икон включала девять крупных предметов, входивших в ансамбль Зала старой живописи.
Створки царских врат, вторая половина XVII с поздними записями XIX в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
По результатам инвентаризации, проведенной в ГМНЗИ в начале 1920-х годов, к ним прибавилось еще более 30 небольших икон, вероятно прежде составлявших камерные иконостасы в частных покоях обитателей особняка. В начале 1928 года музей столкнулся с необходимостью выделить из своей коллекции вещи «экспортного значения» для передачи на продажу в Госторг - и в подготовленном списке самую значительную часть заняли иконы. В комиссию по отбору входил глава отдела памятников религиозного быта Исторического музея, ученый-энтузиаст, реставратор и защитник древнерусского искусства Александр Анисимов, старавшийся сохранить уходящее наследие. Пользуясь влиянием, он оставил для своего отдела десять икон и Царские врата. Однако выдача не состоялась: отдел в 1929 году был расформирован, а сам ученый в октябре 1930-го арестован и в 1937-м расстрелян в лагере.
Святой Иоанн Предтеча, конец XVII - начало XVIII в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Произведения из «списка Анисимова» хранились в ГМНЗИ и ждали решения своей участи более десяти лет. Лишь в 1939 году новый директор распорядился передать эти предметы «религиозного культа» в Центральный антирелигиозный музей. После реорганизации музея и перевода его в Ленинград в послевоенные годы большая часть этой подборки сохранила единство и сегодня находится в Государственном музее истории религии. На выставке она показана практически целиком: Царские врата и икона «Иоанн Предтеча» из «музейной» группы и камерные предметы из «частной». Следы остальных икон из щукинского дома теряются в Госторге в конце 1920-х и пока не обнаружены.
Рождество Богородицы, Вознесение. конец XVII в. с поновлениями XIX в. Дерево, темпера.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Святой Николай Чудотворец с житием в 12 клеймах, XVIII в. (с поздними вставками и записями). Дерево, темпера
Святая Параскева Пятница с избранными святыми, конец XVII с поновлениями XIX в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Ангел Хранитель, святой Трифон, преподобная Мария, святой Вонифатий, святой Уар, начало ХХ в. Дерево, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Во время своего визита в Москву осенью 1911 года русскими иконами восхищался Анри Матисс. Встреча с русским искусством оказала значительное влияние на его творчество.
Анри Матисс. Мастерская художника (Розовая мастерская). 1911. Холст, масло. ГМИИ
На выставке в качестве эпилога - акварель, которую Матисс прислал Щукину. Предметы словно зависли в воздухе. Щукин тогда не купил работу, как будто стимулируя художника развиваться дальше. В итоге "Красная гостиная" стала одними из ведущих произведений искусства ХХ века, хранится в музее Нью-Йорка.
Анри Матисс. Мастерская художника. Эскиз. 1912. Бумага, карандаш, акварель. ГМИИ
На дореволюционных фотографиях дома Сергея Щукина буквально в каждом зале в изобилии присутствуют книги. Согласно документам о национализации, в особняке была и комната-библиотека. Сам Сергей Иванович внимательно относился к судьбе своей книжной коллекции: в 1918 году, перед национализацией, он попросил назначить хранителем картинной галереи и библиотеки своего зятя Михаила Келлера, известного московского библиофила. Хотя коллекция книг и пострадала во время революции, все же в начале 1920-х сохранившиеся ее фрагменты были заново собраны в I отделении ГМНЗИ. Документы об этом были обнаружены при подготовке выставки. Они позволили идентифицировать и впервые представить в экспозиции часть изданий, бесспорно принадлежавших меценату. В исследовательской работе помогли и сохранившиеся на некоторых корешках и страницах инициалы коллекционера «S.S.», и печать «Библиотека Сергея Ивановича Щукина». Сегодня в Научной библиотеке ГМИИ им. А.С. Пушкина выявлено уже более пятидесяти томов из щукинского собрания, и эта работа продолжается. Состав библиотеки Сергея Щукина заставляет пересмотреть устоявшиеся взгляды на предпочтения коллекционера. Его интересы были максимально глубокими и разносторонними. Лишь треть книг мецената связана с новым искусством. Большая часть его библиотеки свидетельствует о серьезном изучении искусства древних цивилизаций, художественного наследия Востока, Средневековья, Проторенессанса, Возрождения, барокко. Им посвящены многочисленные иллюстрированные альбомы, путеводители по городам, каталоги музейных собраний и выставок, монографии по различным видам искусства, биографии художников, папки с репродукциями. В библиотеке Щукина - книги на пяти языках помимо русского. За актуальными событиями в художественном мире коллекционер следил по крупнейшим мировым журналам по искусству, которые неизменно выписывал. Такой фундамент позволяет понять, насколько продуманными, обоснованными и вместе с тем смелыми были находки мецената в области современного искусства.
Куратор выставки: Алексей Петухов, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела нового западного искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источники информации: материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах