Искусственные параллели по средам
В Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной проходит выставка Виктора Попкова (до 11 мая 2025 года). Виктор Ефимович Попков (1932-1974) - один из ведущих мастеров отечественного искусства, определивших его облик во второй половине ХХ века. Волновавшие художника вечные темы жизни и смерти, добра и зла, труда и праздности, мира и войны, любви и отчуждения остаются актуальными и в XXI веке. Экспозиция охватывает более 200 живописных и графических произведений из государственных музейных и частных собраний. Это наиболее полный за последние годы показ работ Виктора Попкова, который предлагает новый, современный взгляд на его творчество. Живопись и графика на выставке сгруппированы тематически. Объединение разных видов изобразительного искусства внутри разделов позволяет проследить развитие главных замыслов художника.
Художник трагически ушел из жизни в расцвете творческих сил, полным энергии и замыслов. Несмотря на непродолжительный, около 20 лет, путь в профессии, Попков оставил богатейшее живописное и графическое наследие.
Автопортрет, 1963. Картон, масло. Томский областной художественный музей
Тема труда - центральная в раннем творчестве Попкова. Прозвучавшая в графическом цикле «Транспорт» (1958), она получает свое продолжение в масштабных живописных полотнах «Весна в депо» (1958) и «На работу» (1961), где внимание художника сфокусировано на повседневных эпизодах трудовых будней и на фрагментах индустриального строительства. Самое значительное и самое известное произведение этого периода - полотно «Строители Братска» (1960-1961), ставшее в истории русской живописи эталоном «сурового стиля», наряду с картинами «Ремонтники» Таира Салахова, «Наши будни» (обе - 1960) Павла Никонова, «Плотогоны» (1960-1961) Николая Андронова. Работа «Строители Братска» закрепила за Попковым статус молодого талантливого живописца и одного из лидеров своего поколения. Замысел картины родился во время поездки на строительство Братской ГЭС, где Попков работал в составе творческой группы. Художник нашел необычную композиционную форму, где строители не заняты трудом, но будто предстоят перед зрителем, а сама сцена напоминает театральные подмостки. Каждая фигура - это тип и характер, за которым прочитывается своя судьба.
Строители Братска, 1960-1961. Холст, масло. ГТГ
Студенты на практике, 1964. Холст, темпера. ГРМ
Бригада отдыхает. 1962-1965. Холст, темпера. ГТГ
На работу, 1961. Холст, темпера. Ульяновский областной художественный музей
На лесах Большого театра, 1959. Холст, масло. Переславль-Залесский музей-заповедник
Два отражения, 1963. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника
У Белого моря, 1965. Холст, масло. Коллекция Арт Русь
"Хороший человек была бабка Анисья", 1971-1973. Холст, масло, темпера. ГТГ
Выставка представляет графическое творчество Попкова во всем разнообразии жанров и техник. Ранние линогравюры из серии «Транспорт» (1958), крупноформатные гуаши из «целинного» цикла, камерные карандашные и акварельные интерьеры, а также натурные этюды из многочисленных поездок по стране дают наглядное представление о таланте Попкова-графика.
Выходной день, 1958. Из серии Транспорт. Бумага, цветная линогравюра. ГТГ
Пейзаж с лодкой. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. Собрание семьи художника
Ветеран. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. Собрание семьи художника
У реки. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. ГТГ
Верхняя Золотица. Из серии "Зимняя Золотица" (1965-1966). Бумага, линогравюра. ГТГ
В обширном цикле «Мезенские вдовы» (1960-е) судьба русской деревни показана в ракурсе драматических коллизий ХХ века. Через скорбное повествование о старухах, в одиночестве доживающих свой век, художник рассказал о запустении северных селений, мужское население которых сгинуло в огне выпавших на долю России воин, а молодежь разъехалась по городам. Вдовий цикл Виктора Попкова стал воплощением оплакивания утрат и сохранения великой памяти. Он освящен любовью художника к его матери - солдатской вдове, воспитавшей троих детей в трудные военные и послевоенные годы. В основе картины «Воспоминания. Вдовы» (1966), одной из ключевых работ этого цикла, лежит реальная сцена, увиденная художником в деревне, расположенной на берегу северной реки Мезень. Совмещая живописные и графические приемы, пространственное построение с низкой перспективой и скупой контрастный колорит, художник придает композиции монументальную простоту и ясность. Он убирает все второстепенное ради выражения главного чувства - строгой, торжественной печали.
Воспоминания. Вдовы, 1966. Холст, масло. ГТГ
Середина 1960-х в творчестве Виктора Попкова отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из повседневной жизни становятся для художника одними из центральных тем. Интерес к жизни простых людей - характерная черта мирового искусства послевоенной поры, что наиболее ярко проявилось в кино. Киноискусство стало проводником и новой тематики, и новой эстетики, повлиявшей на другие области творчества. Неслучайно в наследии отечественных художников, среди которых Гелий Коржев, Георгий Никич-Криличевский и Виктор Попков, отмечается влияние кинематографа.
Виктор Попков. Двое. 1966. Холст, темпера. ГТГ
Значительные по форме и наполненные глубоким содержанием произведения Попкова «Развод. Светлана, мама, папа и бабушка», «Двое» (оба - 1966), «Семья Болотовых» (1967-1968) складываются в целый цикл.
Виктор Попков. Июль. Семья. 1969. Холст, масло. Коллекция Арт Русь
Зимний пейзаж, 1961. Картон, масло. Собрание М.В. Дорофеева
Мост в Архангельске, 1962. Холст, масло. Долгопрудненский историко-художественный музей
Белая лошадь, 1961. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств
Картина «Мой день. Встреча» (1968) занимает особое место в ряду многочисленных автопортретов художника. От первых изображений, датированных периодом обучения и характеризующихся попыткой точного воспроизведения своего внешнего облика, творчество художника эволюционировало к масштабным полотнам, в которых традиционные формы автопортрета осложнены элементами, присущими другим жанрам, насыщены особым психологизмом и иносказаниями.
Мой день. Встреча, 1968. Холст, масло, темпера. ГТГ
Воскресенье, 1967. Холст, масло. ГТГ
Художник, 1969. Холст, масло. ГРМ
Зимние каникулы, 1972. Холст, масло. ГТГ
Картина «Работа окончена» (1970) - одна из программных в творческом наследии Виктора Попкова. Этот автопортрет, написанный в мастерской с узнаваемым видом на сталинскую высотку у Киевского вокзала, отличается отсутствием привычного открытого взгляда автора, который смотрит на себя как бы со стороны. Ему удалось воспроизвести на холсте особое эмоционально-психологическое состояние, когда сон уставшего, обессиленного художника, отдавшего своей работе всю энергию и волю, становится похожим на тяжкое забытье. Тем более что встающая за его спиной ночная Москва в беспокойном и колеблющемся свете огней теряет привычные очертания и превращается в некий призрак, угрожающе надвигающийся и подавляющий своими размерами.
Работа окончена, 1970. Холст, масло, темпера. ГРМ
Рождение картины, 1974. Холст, масло. Музейное объединение Художественная культура Русского Севера, Архангельск
Мне 40 лет. Картон, темпера, масло. Собрание семьи художника
В соборе, эскиз. Холст, масло. ГРМ
Приходите ко мне в гости, 1974. Холст, масло. ГТГ
Северная песня. "Ой, да как всех мужей побрали на войну", 1966-1968. Холст, масло. ГТГ
Шинель отца, 1970-1972. Холст, масло. ГТГ
Автопортрет в зеркале, 1973. Картон, масло. Музей-заповедник "Абрамцево"
9 мая, 1969-1970. ДВП, масло. Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово
Тишина, 1972. Холст, масло. Собрание семьи художника
Майский праздник, 1972. Холст, темпера, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств
Натюрморт с лоскутным одеялом, серым, 1968-1969. Холст, масло. Коллекция Арт Русь
Сени, 1973. Холст, масло. ГРМ
Представленные в этом разделе графические произведения Виктора Попкова исполнены во время поездок в Италию, Финляндию, во Францию и в Узбекистан. В 1961 году молодой художник, получив широкую известность благодаря созданию произведений, воспевающих созидательный труд рабочих, стал постоянным экспонентом многочисленных международных выставок и в этом же году смог осуществить свою давнюю мечту - путешествие по Италии. Впервые не по репродукциям художник изучал памятники архитектуры, живописи и скульптуры великих итальянских мастеров. Неизгладимое впечатление произвела на Попкова Венеция, уникальный облик которой запечатлен в серии гуашей, передающих атмосферу города на воде с его многочисленными каналами и мостами («Венеция. Две гондолы», 1961). Лаконизмом и декоративностью отличаются графические листы, исполненные летом 1962 года в Хельсинки во время посещения художником Международного фестиваля молодежи и студентов.
Хельсинки. В музее Атенеум, 1962. Бумага, гуашь. Волгоградский музей изобразительных искусств
Улица в Хельсинки, 1962. Бумага, гуашь. Волгоградский музей изобразительных искусств
Венеция. Женщина в красном, 1961. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника
Пейзаж с самолётом, 1971. Из серии "Узбекистан", 1971. Бумага, гуашь. Собрание семьи художника
В многочисленных творческих поездках для Виктора Попкова неисчерпаемым источником впечатлений и переживаний была русская природа. Известна любовь мастера к сельской жизни, которая дарила ему такие светлые, радостные минуты, что он с полной серьезностью размышлял о переезде из столицы в деревню с ее сложившимся незатейливым бытовым укладом и вековыми традициями.
Тригорское. Скамья Онегина, 1973. Холст на картоне, масло. ГРМ
Река Сороть, 1973. Холст на картоне, масло. ГТГ
Осень в Тригорском, 1973. Холст на картоне, масло. Музей-заповедник "Абрамцево"
Картина «Осенние дожди (А.С. Пушкин)» стала одной из самых последних работ Виктора Попкова. Именно она стояла на мольберте в мастерской художника после его трагического ухода из жизни и впервые была показана на гражданской панихиде в Доме художника на Кузнецком Мосту. Невольная аналогия между двумя роковыми выстрелами принесла этой картине широкую известность. Работа над пушкинской темой началась еще в конце 1960-х в Велегоже, где Попков делал первые зарисовки фигуры поэта и наброски композиции. Осенью 1973 года он дважды приезжал в Михайловское и Тригорское и создал там несколько пейзажных этюдов. Их живопись насыщенна и контрастна, густа и пастозна до рельефности. В картине «Осенние дожди» она не повторилась, но в композицию вошли перспектива этих этюдов, воплощенное в них русское раздолье. Бескрайние просторы России стали фоном для образа поэта, в одиночестве стоящего на веранде своего дома в Михайловском.
Осенние дожди (А.С. Пушкин), 1974. Холст, масло. ГТГ
А.С. Пушкин и А.П. Керн, 1973. Холст, масло. Собрание семьи художника
Живописные пейзажи Виктора Попкова необыкновенно выразительны как в цветовом решении, так и в композиционном построении. В них авторский отбор и смелое обобщение подробностей окружающего мира органично сочетаются с мастерством выверенной компоновки объектов изображения и ритмизации пятен цвета. Колорит может быть контрастным или сближенным, локальным или наполненным множеством оттенков, но остается неизменно гармоничным и эмоциональным.
Пейзаж с охотником, 1965. Картон, масло. Собрание О.В. Ярутиной
Ветлы в Боровске, 1974. Картон, масло. ГТГ
Новогодняя ночь, 1973. Холст, масло. Коллекция Арт Русь
Видеообзор выставки:
Click to view
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах