О чем сообщают внимательному читателю инженер Ковалевский и художник Чмутов в книге 1853 г. о Китае

Oct 06, 2024 09:34

Вот такая литография с акварели художника И.И. Чмутова открывает книгу "Путешествие в Китай" 1853 года издания дипломата, писателя, горного инженера Е.П. Ковалевского, сопровождавшего духовную миссию в Пекин в 1849 году. С указанием, что это рисовано с натуры.

Рассмотрите ее как следует.




На картине зафиксировано ни больше ни меньше строительство древней Великой Стены. Одна башня вне Стены, дальше башня в Стене, дальше вообще не достроенные башни вровень со Стеной, дальше нет и Стены, только фундамент-основание ее.

Откройте полную версию и рассмотрите. Картина, литография с акварели, стоит того.

Зачем-то этот брус, подчеркнуто откалиброванный с двух сторон на пилораме и недокалиброванный с двух других сторон, явно не с натуры, художник поместил на ближний план - как наиболее важную деталь. Прислоненный в незавершенном , временном положении.
На мой взгляд, это символ недоделанности, работы, ведущейся сейчас.
Трое персонажей тоже неспроста. Художник срисовывает готовую часть, рассказчик осматривает ее, сочинитель придумывает историю.

При этом картина написана в такой стилистике, что полуготовое состояние Стены совсем не бросается в глаза, оно спрятано, и только внимательный зритель его увидит. В тексте книги писатель также, прямо не говоря, дает многочисленные намеки на то, что величайший древний памятник делается у него на глазах, здесь найдете и эти, и другие свидетельства других людей.

*

Заглянем и в книгу. Неспроста же такая иллюстрация открыла ее.

В 1849 году дипломат, писатель, горный инженер Е.П. Ковалевский, сопровождал духовную миссию в Пекин и оставил забавное описание в книге Путешествие в Китай 1853 года.

В главе о Стене сначала вполне по-писательски набросал величественную панораму со Стеной, которую в принципе не мог видеть с дороги, еще и в метель.
Затем изложил то, что к моменту путешествия открыли историки о Стене.
Уверенно датировал за отцом Иакинфом кирпичную Стену 15 веком и назвал два участка у Датуна, где успела появиться Стена.
Посетовал, что ничего не открыли историки о постройке части Стены у Корейского залива (не всегда история делалась в литературе быстрей, чем в натуре, случалось и наоборот).
Высмеял исследователей, оперирующих тысячами верст кирпичной 20-25-футовой (6-7,6-метровой) Стены.







В части будущей Стены за славным городом Калганом описал не просто башенки, замеченные еще Иакинфом, а башенки строящиеся, простодушно населив их сторожами (для горного инженера простительно не понимать, что сторожить отдельные башенки нет смыла в принципе и не от кого в текущей истории, ибо никаких Монголовъ, Тунгузовъ или Маньчжуровъ не нападало уже несколько веков). А в некоторых даже заржавленныя пушченки.



Пригородная Стена описана во всей красе, но лучше всего - башни, въ которыхъ въ безпорядкѣ навалены всякаго рода пушки. Редкий момент застал дипломат-писатель - оснащение памятника истории устаревшим списанным арсеналом местных вооруженных сил, пока еще в стадии завоза.



Заодно дипломат отметил и декоративный характер другого памятника - городской стены Пекина.



*

Случайно ли художник изобразил, а писатель поставил это в книгу? Разумеется, нет. Они бесспорно, были знакомы друг с другом, оба прикомандированы к духовной миссии в Пекине, оба видели своими глазами то, что изображали. Как должностные лица они были не вправе говорить о создании древнего памятника в современную эпоху. Как люди наблюдательные и любознательные искали и находили возможность сказать об этом современникам.

Ума и здоровья.

Другие материалы о создании истории

[Вынужден ставить]
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.


Китай, литература

Previous post Next post
Up