Тайна появления граффити 1820 года на храме, открытом 39 лет спустя
Sep 11, 2024 11:34
Кто-нибудь объяснит, каким образом на храме Сети II в Карнаке появилось граффити Карло Видуа 1820 года, если храм был открыт учеными и впервые появился на карте объектов Карнака немецкого египтолога, ученика Шампольона Карла Лепсиуса в 1859 году, а откапывался и того позже?
Моя версия здесь или в сокращенном виде под катом. . Если в двух словах - памятник еще делаллся при посещении итальянским путешественником, госсекретарем Королевства Сардиния Карло Видуа. А если проследить всю историю автографов и историографию объектов, то становится ясным, что это один из кураторов создания памятников Египта, который инспектировал объекты, еще доделывавшиеся в каких-то местах, вносил последние штрихи и - ничто человеческое им не чуждо - ставил автографы с явным намерением обозначить известность и посещаемость этих объектов и этих мест. Немного не дотумкав, что эти его штрихи еще не одно десятилетие будут под землей, прежде чем их откопают ученые. Этим своим тщеславием он и сдал и создание памятников, и свою миссию.
Издалека и по порядку.
Мастера должны знать в веках! Теперь знаем: француз Форре скромно-изящно увековечился под барельефами-иероглифами на вратах Храма Рамзеса IV в Карнаке (12 век до н.э.) в год, больше всего похожий на 1812-й. Другой мастер, Бонфилс, увековечил соотечественника в 1867 году.
О каких-либо ученых, туристах и зеваках в означенный год речи в принципе быть не может: Карнакский комплекс еще на фото 1850-х годов засыпанный стоял.
* Очередной оттиск с датой древнеегиптян. Второй по величине после Храма Амона-Ра в Карнаке - Храм Гора в Эдфу. Существовал с эпохи Древнего царства, заново отстроен династией Птолемеев. Начат в 237 году до н. э. при Птолемее III Эвергете, закончен в 47 г. до н. э. при Птолемее XII Неосе Дионисии. Открыт, но только самые верхушки пилонов над песком, экспедицией Наполеона в 1798 году. А расчищать храм от песков начал уже знакомый нам по карнакским открытиям египтолог Огюст Мариетт в 1860 году. Шедевр древнегипетского зодчества, ставший прообразом современных сооружений , в частности египетского зала Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Это оттиск. Совершенно явно читается часть фамилии СОМ LA и год - 1841. То есть до начала выкапывания Храма Огюстом Мариеттом из песка. Фото 1906 года. Между прочим, cвидетельство дворянского происхождения этого древнеегиптянского прораба, если он француз - во французских фамилиях фамильная приставка la означает дворянский титул; либо наоборот, если он итальянец - в итальянских эта приставка добавлялась перед кличкой простолюдина. Этот древнеегиптянин скорее все-таки итальянец, потому что у французов перед la обычно ставится приставка de.
* Фото из Храма Хатхор в Дендере. Древний Храм строился в 2613-2494 гг. до н.э., реконструировался фараоном Пиопи I в 2310-2360 гг до н.э., в нынешнем виде сделан фараоном Птолемеем XII в 54 г. до н.э.
Надпись, выдавленная не без изящества, говорит, что ее сделали SU BRUTE, G.JAN и еще двое в 1844 году. Но кто-то заставил сдалбливать надпись по высохшему блоку. Двоих отдолбили, но по какой-то причине это занятие было брошено.
Надо ли напоминать, что Храм в Дендере на всех фото еще 1850-60-х годов стоял в строительном грунте почти под перекрытия, с времянками строителей наверху, и до раскапывания храма из-под этого грунта никакие прохожие, ученые, зеваки не могли оставлять автографы. А раскапывать его немецкий археолог и египтолог Иоганн Дюмихен начал только в 1876 году. Это строители, больше некому.
Вот так храм очистили в 1850 году. Наверху целый строительный городок, а если точно - лагерь (про лагеря строителей будем говорить дальше). На перекрытии планировался еще один древнеегипетский уровень и какая-то фигура, но цех поменял проект, как это часто бывало, и начатый египетский уровень снесли вместе с хибарами строителей.
Для сравнения и понятия о масштабе строения - нынешний вид, но снизу, потому что ракурс 1850 года без строительного грунта невозможен.
А вот с этого фото Храма в Дендере Бонфилса начнем знакомить с куратором нескольких древнеегипетских строек, важным деятелем цеха строителей истории, высмотренным и представленным нам великим фотографом.
На фото вход в Храм Дендеры. Его откопали, причем сделали это недавно, земля еще на всех горизонтальных плоскостях лежит. С крыши грунт и хибары лагеря строителей еще не думали убирать.
Нынешний вид.
Пoд грунтом открылся автограф С.VIDUA 1820 года и ANTONIO CALVI из Рима 1841 года. На барельефе, мы помним, отпечатался 1844 год. Это значит только одно: объект доделывался в 1820-х годах, а вход и выдающийся барельеф ему делали в 1840-х.
Поскольку и сам объект, и эта колонна только что откопаны из земли, то туристов, зевак, ученых, прохожих, отметившихся на колонне, ясен пень, быть не должно, это снова автографы строителей.
Заодно любуемся элементами армирования. Бонфилс - убеждаюсь в который раз - с удовольствием сдавал цех строителей истории.
И покажем еще одно перестроение с упрощением по ходу строительства храма Хатхор в Дендере - чтоб больше уж не возвращаться к нему. На фото Феликса Тейнарда 1853 года есть даже огромные мега-блоки, из которых намечен второй уровень. Все снесено в ноль в окончательной версии памятника истории. Цех часто менял проекты по ходу постройки.
*
Тот же деятель тов.VIDUA в том же году увековечился в Мединет-Абу - поминальном Храме Рамзеса III, начатом в 1186 г. до н.э., законченном императорами Рима.
Для понимания: что это, и где это. Ворота к Храму Рамзсеса III, с внешней и внутренней стороны.
Все это стояло под грунтом еще и в 1850 году. На грунте и на самом памятнике была деревня коптов - так считается, лагерь строителей - в реале. А раскопки вообще начались в 1859 году, поэтому никто, кроме лиц, имеющих отношение к стройке, в принципе не мог лазать ниже уровня грунта.
Очередной автограф тов. VIDUA в городе мертвых в Луксоре, 13 в. до н.э.
Продавлено, без сомнений. Кромкой круглых и ребром плоского предмета. На первоснимках 1850-х годов, напомним, грунт был еще на две трети высоты этих колонн. У Шампольона - под самые капители. Значит, за три десятка лет до первофото и за десяток до Шампольона и заканчивали.
Очередной автограф есть даже в викифайлах.
Он оставлен в крупнейшем в мире храмовом комплексе в Карнаке, в Храме, который также называют святилищем, часовней фараона Сети II.
А давайте-ка выясним, когда точно появился этот Храм. Очень уж серьезные подозрения, что до визита вездесущего Видуа его не было. Он не такой огромный, конечно, но не замечать его больше ста лет невозможно.
Сначала современный вид Карнакского храмового комплекса. Вон он внизу, назван часовней Сети II, в Первом дворе, под стенами I пилона. Заодно любуйтесь: сколько всего понастроили разные фараоны к нашему времени!
Первая по времени опубликованная схема Карнака - гомерическая. Это еще самый первый проект цеха создателей истории. Стилистики, фараонов, традиций Древнего Египта пока не придумали, Египет был частью классического античного греко-римского мира. Английский епископ-археолог Ричард Поукок (1704-1765) побывав в Карнаке в 1737 году описал в книге 1743 года Храм Юпитера.
Никакого Храма Сети II, разумеется, не было. Двор за первым пилоном - слева от гербовых львов - пуст.
Египетский Карнак с фараонами, сфинксами, поминальными храмами, появился в книге датского капитана Фредерика Людвига Нордена, побывавшего в Карнаке в 1738 году, изданной в Копенгагене в 1755 году, в Лондоне в 1780 году, и т.д. А Храм Юпитера сделали в Баальбеке.
В первом дворе, разумеется, пустое место. Вот он, разворот посмертной книги Нордена.
Доминик Виван Денон, главный ученый Наполеона, бывший в Египте в 1798 году, составил тщательный план Карнака, опубликованный в 1802 году.
Естественно, ничего нет за первым пилоном. В первом дворе только колонны, намеченные еще для Храма Юпитера.
В 1820 году, мы помним, появляется Видуа. И в 1828 году на плане в окончательном издании Комиссии появляется нечто. Никак не обозначенное, не имеющее облика, одна площадка. Просто помечена часть территории едва видимым штрихом. Что-то будет, а что - издатель еще не знал (бардак в цехе был всегда, в том числе и с проектами великих).
Вообще отчет Комиссии Наполеона, полностью изданный аж в 1828 году, удивительный документ. В нем точнейшие планы, обмеры, схемы храмов, колонн, идеальные прорисовки оснований стен, других элементов, сделанные в точном масштабе, соседствуют с живой графикой, на которой эти элементы завалены так, что никто их не сможет увидеть, обмерять, зарисовать вплоть до 1850-60-х годов, когда они будут выкопаны из грунта. Другими словами, отчет в части схем и обмеров не что иное, как цеховой план строителей памятников - создателей истории. Часть объектов изображена явно избыточно - т.е. строители недовыполнили проект. Вот это сплошное перекрытие великих колонн в Карнаке, например, так и осталось в плане; в реале строители даже не начали их перекрывать.
И только объекты, которые еще строились, представлены без подробностей или вообще не представлены в нем. Интересующий нас храм Сети II отсутствует у Комиссии.
В 1858 году гравер Луи Феликс Пенель изобразил, а фотограф Феликс Тейнард снял план Карнака, где площадка по-прежнему есть, но объект не помечен буквами и не обозначен никак. Доделывается еще объект.
И вот план 1859 года, а на нем - тадаааам! - наконец-то святилище-часовня-храм фараона Сети II. Немецкий (прусский) египтолог, ученик Шампольона, его спутник, сопровождавший мэтра в Египте в 1828-29 годах, Карл Рихард Лепсиус издал четкий и ясный план. Который существует в этом виде на схемах и в натуре до наших дней.
И еще один тадааам!
Кто ж это отметился на основных стройках древнего Египта задолго до их готовности и засыпания грунтом для раскапывания археологами? В том числе на памятнике, вообще не существовашем в следующие тридцать-сорок лет?
Полпред цеха создателей древнего Египта. Больше некому.
Посмотрите, как выглядит реальный цеховик, творец истории. Что делает, где бывает, с кем видится, чем занимается в глазах людей. Итальянская вики. Презентация от музея Видуа. В Египте он вояжировал где-то между рандеву с императором Александром I в С.-Петербурге и встречами с экс-президентами Джефферсоном, Мэдисоном, Монро и действовавшим президентом Адамсом в США. Проинспектировал стройки, раздал указания, инициировал новый храм древнеегипетский, зарезервировав место под него в наследии Шампольона, отметился для своего удовольствия там, где был (творцы истории - они почти как люди, и ничто человеческое им не чуждо))), отбыл по делам.
* Не столько ради выдавленной надписи - похоже на J MADLEY - смотрим это фото 1856 года из Рамессеума, заупокойного храма Рамзеса II 13 в.до н.э., части Фиванского некрополя возле города Луксора, сколько ради приема, очень часто встречающегося на египетских памятниках. Сдалбливание фигуры или части ее на барельефах с помощью зубила.
Ученые объясняют, что такой долбежкой один фараон демонстрировал отношение к другому, прежнему фараону. Ерунда, разумеется. Этой же демонстрацией занимался любой, кто выкладывал плитку в ванне или готовил стену под штукатурку. Неудачные, забракованные, не получившиеся фигуры или части фигур на барельефах сдалбливались для оттискивания фигуры рельефной формой на новом слое. А когда поступила команда сворачивать стройку, бросили начатую долбежку и подготовленную поверхность как есть..
Намного интересней второй автограф Рамессеума, он с годом. F.JUNG увековечился в 1837 году на сыром барельефе. Бонфилс увековечил его через 30 лет.
Серьезные подозрения, что этой стены не существовало до 1837 года, вполне подтвердились небольшим изысканием.
Первым изобразил Рамессеум датчанин Норден, изучавший Верхний Египет в 1738 году, в книге, изданной в 1755 и последующих годах.
Далее памятник изобразил Денон, бывший в Египте в 1798 году, издавший альбом в 1802 году.
Третьим его зафиксировали формально - Комиссия Наполеона в тот же год, фактически - издатель отчета Комисии, который был полностью издан в 1828 году.
А вот так выглядел реальный памятник. Фото якобы 1890 года, оба приписаны Паскалю Себаху, хотя фотограф умер за 4 года до этого. Но он действительно жил в Египте и снимал его с 1873 года.
Что больше всего смущает - так это многотонные блоки, висящие слева вопреки законам физики, и полное отсутствие каких-либо частей, обломков строений под и рядом с ними. Глупо исполнен проект. Что-то ведь там должно быть в земле, а заодно отвалиться со стены, оставив висеть эти дуры... Нет ничего, огромная часть постройки отсутствует. Недодумал проектировщик памятника, исполнил без головы прораб.
Этой части памятника очевидцы не видели своими глазами, но имели примерное представление, как она будет выглядеть. То есть как всегда работали по эскизу.
У Нордена на стене пляшущие человечки на фоне из всевозможных предметов. Эскиз или проект явно из тех же времен, когда у паломника Суханова на делавшейся Игле Клеопатры были "сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя". Принципы египетского письма еще не изобретены, стилистика египетских барельефов не выработана.
У Денона и Комисии стена вообще пустая.
А кроме того, число колонн у всех разное. Форма и высота стены существенно разные. Размер блоков, число рядов в стене разные. Элементы над капителями и перекрытия у всех разные. Ничего не совпадает с реальным объектом, кроме идеи примерно такой стены и колонн.
В реале эти многотонные блоки, висевшие тысячи лет над пустым местом вопреки законам физики (т.е. на чугунных балках в блоках из формованной смеси, больше не на чем) оформили как часть утраченных во тьме веков и песке времен ворот. Отчасти повторив эскиз Комиссии.
А присмотритесь-ка к правому нижнему углу))
Тут лучше видно.
Кто бы вы думали отметился там? Наш пострел везде поспел. Прибыл и дал указание делать стену, а после начала работ завизировал ее в самом низу, в первых рядочках формовки.
Причем, видно, что едва куратор поставил визу и отбыл, как кто-то сердито затер его фамилию, по уже изрядно затвердевшей поверхности, вдавливая в нее пальцами и скребя ногтями по сырому))
Непростые отношения царили в верхушке цеха строителей Египта под финиш возведения топ-памятников. Благодаря в том числе и им мы сегодня видим это строительство.
*
И сюда же, до кучи, коль скоро про Рамессеум.
Не одними автографами и очевидцами подтверждается возраст памятника. Еще, например, этой железякой в перекрытии. Как ни замазывают великий Рамессеум, а отщелкиваются "камень" и вылазит посторонний металл. Законы физики, увы.
*
В следующий раз посмотрим, на смысл инициирования и создания совсем не видного, маленького Храма Сети II в уголочке первого двора великого Карнакского комплекса.
[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.