Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке представляет выставку "От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII - начала XX века". В центре её внимания оказалась необычная характеристика графических произведений - их размер. Нестандартная величина рисунков от гигантских полотен до крошечных миниатюр часто обусловлена какими-то особыми задачами, обстоятельствами, специальным заданием.
Графические произведения крайне сложны для экспонирования, и поэтому такие выставки особенно интересны. Они предоставляют редкую возможность увидеть произведения, которые обычно хранятся в богатейших фондах графики Третьяковки.
На выставке показаны крупноформатные графические эскизы, произведения станковой графики, парадные портреты, рекламные плакаты. Контрастом крупным работам представлены изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе, а также миниатюрные акварельные портреты и пейзажные эскизы. Представлена графика К.П. Брюллова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.М. Васнецова, А.В. Щусева и других выдающихся художников XVIII - начала XX века.
Гагельганс. Художник середины XVIII в. Портрет детей. Аллегория, 1761. Пергамент, пастель.
Эриксен Вигилиус (1722-1782). Столетняя царскосельская крестьянка с семьёй, 1768. Первоначальный вариант одноимённой картины(1771, ГРМ). Пергамент, пастель
Константин Маковский (1839-1915). Живопись. Аллегория, 1886-1888. Эскиз декоративного панно для особняка барона С.П. фон Дервиза в Санкт-Петербурге. Бумага, пастель
Михаил Зичи (1827-1906). Портрет детей Солдатёнковых, около 1885. Бумага на холсте, акварель, графитный карандаш, пастель, белила
Особой формой камерного портрета была миниатюра, переживавшая во второй половине XVIII века пору своего расцвета. Широкое распространение тогда получили миниатюры в технике акварели и гуаши на кости. Эти портреты сочетали в себе образность, присущую произведению станкового искусства, и качества предмета декоративно-прикладного назначения. Они вставлялись в медальоны, броши, перстни, табакерки и становились объектами любования как красивые маленькие безделушки. При этом нередко служили наградными знаками и носились как декоративные элементы официального парадного костюма. Миниатюры были неотъемлемой частью усадебной жизни, важной составляющей русской дворянской культуры.
Неизвестные художники. 1 - Портрет баронессы Н.М. Строгановой и графини Д.П. Салтыковой, конец 1760-х - начало 1770-х. кость, акварель, гуашь
Михаил Теребенев (1795-1864). Портрет А.З. Хитрово, 1830-е. Кость, акварель, гуашь, белила
В конце XVIII века получил распространение и особый вид портретной миниатюры - силуэт, по своей природе наиболее близкий рисунку.
Неизвестный художник. Силуэты. Эгломизе
К середине XIX века этот вид графики уступил свои права активно развивающейся фотографии и почти на полвека прекратил свое существование. Однако миниатюрный формат остался востребованным в других сферах графики.
Неизвестный художник XVIII века. Силуэты. Перламутр, бумага чёрная, тушь, кисть
На протяжении своего развития рисунок периодически сталкивался с необходимостью решения монументальных задач. Важным этапом в академическом образовании был большой графический эскиз. Другой сферой развития монументальной графики во все времена были декоративные росписи, также требовавшие создания подготовительных рисунков в размер, так называемых картонов, прекрасная коллекция которых собрана в Третьяковской галерее. Это работы А. Е. Егорова, М. А. Врубеля, В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. В. Щусева и других.
Фёдор Бруни (1801-1875). Поклонение царей земных Царю Небесному (Поклонение Царю Царей), 1843-1845. Эскиз неосуществлённой композиции для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Бумага, наклеенная на картон, акварель, тушь, кисть, перо, графитный карандаш
Михаил Врубель (1856-1910). Богоматерь с Младенцем, 1884-1885. Эскиз иконы в иконостасе Кирилловской церкви в Киеве. Бумага, уголь, белила
Виктор Васнецов. Плащаница, 1901. Эскиз плащаницы для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш, бронзовая и серебряная краски
В конце XIX века на волне развития интереса к графике, рисунки заметно увеличиваются в размерах. Одним из первых создает станковую графику, сопоставимую по значимости и величине с работами на холсте, И.И. Шишкин. Его огромные перовые рисунки наряду с картинами включались в состав экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок.
Иван Шишкин (1832-1898). На ручье, 1895. Бумага, тушь, перо, графитный карандаш
Фрагмент
Стремившиеся к широкому распространению искусства передвижники подарили жизнь новому типу произведений - репликам. Это авторские варианты известных полотен, исполненные в графических техниках. Печатавшиеся на отдельных листах большого формата, они порой замещали собой живописные произведения в интерьерах присутственных мест, школ, усадеб и квартир.
Василий Поленов (1844-1927). Христос и грешница, 1888. Реплика с одноимённой картины (1887, ГРМ). Бумага, наклеенная на холст, соус, кисть, итальянский карандаш, мел
Александр Головин. Портрет балерины Е.А. Смирновой. 1910. Холст, гуашь, пастель
Илья Репин. Портрет актрисы Элеоноры Дузе. 1891. Холст, уголь
Портрет княгини Полины Щербатовой. 1911. Холст, уголь, пастель, темпера
Валентин Серов: Портрет Федора Шаляпина. 1905. Холст, уголь, мел
Савелий Сорин (1878-1953). Портрет девочки-художницы, 1944. Бумага на холсте, акриловая краска
Специальный раздел экспозиции составляют путевые заметки художников, рисунки в удобных по размеру для странствий маленьких альбомах, которые не только хранят подробный отчет о маршрутах путешествий, но и позволяют понять интересы и пристрастия своих владельцев, добавляя краски и подробности в их биографии. Эти страницы хранят и бесчисленное количество набросков, следы осуществленных и неосуществленных замыслов картин. Альбомы - настоящая лаборатория художника: в них он рисует только для себя, порой стремительно, торопясь не упустить промелькнувшую идею, в особой раскрепощенной манере.
Исаак Левитан (1860-1900)
Исаак Левитан. Весна, 1884. Бумага, акварель, графитный карандаш
Миниатюра обрела новую жизнь в творчестве художников Серебряного века. Она чрезвычайно заинтересовала мастеров круга объединения "Мир искусства", которые одной из своих задач видели возрождение забытых жанров и техник любимой ими пушкинской поры. Развитие полиграфической техники способствовало стремительному росту интереса к этому виду искусства. Эскизы оформления книг и журналов становятся одной из самых распространенных форм графической миниатюры.
Виктор Борисов-Мусатов. Размер акварелей около 10х8 см
Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905). Молебен на станции железной дороги, 1894. Бумага, темпера, тушь, перо
Виктор Борисов-Мусатов (1870-1905). Крымский этюд, 1895. Бумага, акварель, тушь, перо
Виктор Борисов-Мусатов. Улица в дождь. 1892. Бумага, акварель, белила
Виктор Борисов-Мусатов. На станции, 1894. Бумага, акварель, тушь, перо
Виктор Борисов-Мусатов. В ожидании гостей, 1894. Бумага, темпера, гуашь, графитный карандаш, тушь, перо
Виктор Борисов-Мусатов. Домашний концерт, 1894. Бумага, темпера, тушь, перо
Виктор Борисов-Мусатов. Берёзовая роща, 1901-1903. Бумага, акварель
Виктор Борисов-Мусатов. Товарищи у окна, 1893. Бумага, акварель, тушь, перо
Виктор Борисов-Мусатов. Художник и модель, 1893. Бумага, акварель, тушь, перо
Лев Бакст (1866-1924). Элизиум, 1906. Вариант композиции занавеса для Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской. Бумага, наклеенная на холст, акварель, гуашь, бронзовая краска, чёрный карандаш
Михаил Ларионов (1881-1964).
Михаил Ларионов. Деревья, 1900-е. Бумага, пастель.
Наталия Гончарова. Пейзаж с фигурами. Начало 1910-х. Бумага, гуашь
Наталья Гончарова. Композиция с лилией, начало 1910-х. Бумага, гуашь
Лев Бакст. Афиша спектакля Мученичество Св. Себастьяна, 1911. Париж. Хромолитография
Сергей Судейкин (1882-1946). Звучат веснянки, 1919. Плакат-ширма для оформления поэтического вечера В.В. Каменского 14 мая 1919. Бумага, акварель. Афиша театра-кабаре "Летучая мышь",1920-е. Хромолитография
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах