В Пушкинском музее проходит выставка, интересная для ценителей гравюры и поклонников Вечного города - "Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко". Экспозиция рассказывает об истории градостроительства Рима, представляя в гравюрах архитектурные изменения с конца XV до середины XVIII веков. Кураторы предлагают проследить за становлением современного облика Рима, выделяя главную идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства.
В экспозиции представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея. Большинство представленных гравюр принадлежит собранию архитектора Максима Атаянца - одной из лучших и наиболее обширных мировых коллекций гравюр, посвященных Риму.
"Рим - особый город. Сначала столица древней империи, затем глава католического мира, он один на целом свете получил титул Вечного. Переплетение древности и современности определяет дух, внутренний нерв города, саму его суть. Древность вошла в плоть и кровь Рима и неотделима от жизни города: в античных храмах, ставших христианскими церквами, возносятся молитвы, вода все еще течет в город по древнеримским акведукам, вымощенные две тысячи лет назад дороги по сей день ведут в Рим путников. Диалог эпох ощущается здесь на физическом уровне. И дело не только в напластовании памятников разных времен, когда колонны античных дворцов использовались для украшения средневековых храмов, а позже дополнялись барочными фасадами. Начиная с эпохи Возрождения выстраивание преемственности между древним и новым Римом было сознательной политикой понтификов, грезивших былой славой Вечного города и видевших себя наследниками цезарей. Сначала римские руины служили источниками знаний о древнем зодчестве, затем на их основе был выработан новый архитектурный язык. В эпоху Возрождения пришедший в запустение город начал восстанавливаться с опорой на историческую инфраструктуру-дороги, мосты, акведуки. Олицетворением Нового Рима стали египетские обелиски, воздвигаемые на главных площадях города. Наконец, XVII столетие явило миру римское барокко - храмы, дворцы, фонтаны и монументы, образующие ансамбли площадей и улиц, своим великолепием и размахом затмившие зодчество древней империи."
Среди ключевых экспонатов - планы Рима разных времен, наиболее показательно отражающие преображение города.
Огромный аксонометрический план Рима работы Антонио Темпесты, гравированный им на 12 медных досках и впервые напечатанный в 1593 году, показывает буквально каждое здание города, как если бы мы смотрели на Рим с северо-западной стороны, с высоты птичьего полёта. План и и сам менялся вместе с городом. Он выдержал несколько изданий на протяжении всего XVII века, и каждый раз его немного адаптировали, врисовывая вновь возведённые здания, например колоннаду базилики Святого Петра и площадь перед ней.
Антонио Темпеста (1555-1630). План Рима, 1593
Предметы из коллекции М.Б. Атаянца. Римская империя. Бронза, литьё
В XVI веке Рим был усеян древними скульптурами. Одни сохранялись на своих местах со времён Античности, другие ешё в средние века были использованы как строительные материалы, став частью стен римских построек, третьи обнаруживлись во время археологичесикх раскопок.
Угловая панель саркофага с маской речного божества. Римская империя. Первая четверть III в. Мрамор. ГМИИ
Фрагмент стенного декора. Рим. Голова юноши, I век до н.э. - I век н.э. Штукатурка, краска, воск. ГМИИ
"Исследуемый на выставке архитектурный феномен Рима возник в XVI-XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей - древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела. Масштабные стройки - от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, - стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города."
"Возрожденный Рим служил образцом для подражания. Барокко стало первым со времен готики большим стилем, захватившим всю Европу. Лежащее в основе городской структуры трехлучие улиц, расходящихся из единого центра, перешло в планировки Версаля и Петербурга. Триумфальные арки, обелиски и увенчанные статуями колонны стали воздвигать в главных мировых столицах. Купола Пантеона и базилики Святого Петра разошлись в сотнях копий и вариаций. Римские топонимы - Капитолий, Форум, Марсово поле - распространились по всему свету. Через подражание формам мир стремился перенять сам дух города - дух величия, власти и вечности."
Из особенно интересных экспонатов - гравюра Михаэля Вольгемута из "Всемирной хроники" Хартмана Шеделя - одна из первых панорам Рима.
Микаэль Вольгемут (1434-1519) по оригиналу Вильгельма Плейденвурфа (около 1460-1494)(?). Рим, 1493. Иллюстрация из т.н. Всемирной хроники Хартмана Шеделя. Ксилография. Собрание М.Б. Атаянца
"В XVI-XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира. Десятки художников из разных стран стремились запечатлеть его облик: для одних он был важен как средоточие античных памятников, для других- как центр религиозного паломничества, для третьих - как образец современной архитектуры. Тиражируемые в гравюре изображения разлетались по всей Европе и пользовались всеобщим вниманием и огромным спросом. Это позволяет нам сегодня проследить все стадии трансформации города, его разные образы: от меланхолических руинных пейзажей XVI века до триумфальных городских видов эпохи барокко. Венец многовековой традиции римской ведуты - созданные во второй половине XVIII века знаменитые гравюры Джованни Баттисты Пиранези, ставшие главным портретом города, в котором Античность и барокко окончательно соединились в единое целое - формулу вечности."
Джованни Баттиста Пиранези. Вид моста и замка Святого Ангела. 1754. Лист из серии «Виды Рима». Офорт, резец. Собрание М.Б. Атаянца.
На выставке впервые показаны вместе четыре живописные работы Беллотто, написанные в одной серии и разделенные в 1930-х годах между собраниями ГМИИ им. А.С. Пушкина, Дальневосточного художественного музея и Нижегородского государственного художественного музея.
Бюст императора Адриана. Римская империя. Мрамор. ГМИИ
Джузеппе Вази (1710-1782). Панорама славного города Рима, увиденная с Яникульского холма, 1765. Офорт, резец. Оттиск с 12 досок. Собрание М.Б. Атаянца
Самые эффектные гравюры в продолжении!Кураторская группа: Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Максим Атаянц, архитектор; Василий Успенский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа; Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа.
Источники информации - материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах