14 июля - День взятия Бастилии - национальный праздник Франции
Эжен Делакруа - "Свобода, ведущая народ" (1830) - Лувр, Париж
В 1789 году восставшие парижане штурмом взяли крепость-тюрьму Бастилию - символ монархического деспотизма и освободили аж семерых заключенных.
Первоначальное значение слова Бастилия то же, что и "бастида" и, действительно, еще в первой половине XIV столетия Бастилия была только одной из многочисленных башен, окружавших Париж и называлась bastide ou bastille Saint-Antoine. С этого времени собственно и начинается история Бастилии.
Телепередача "Семь дней истории". История Европы Нового времени. Взятие Бастилии и начало Великой революции
Поль Деларош - Взятие Бастилии
Поль Деларош, имя при рождении Ипполит Деларош (Paul Delaroche, Hippolyte Delaroche), (17 июля 1797, Париж - 4 ноября 1856, Париж), - французский живописец, ведущий представитель академизма середины XIX века.
Причиной осады Бастилии стали слухи о решении короля разогнать Учредительное собрание. Возмущенные парижане вышли на улицы. 11 июля стало известно и о концентрации королевских войск под Парижем. Горожане, решившие оказать сопротивление войскам, двинулись к Бастилии в надежде завладеть хранившимся там оружием. Никто из восставших не думал о штурме Бастилии как о символическом событии.
14-го июля 1789 года вооруженная многочисленная толпа подступила к Бастилии. Руководителями наступления были избраны Гюлен и Эли, оба офицеры королевских войск. Гарнизон крепости состоял из 82 инвалидов и 32 швейцарцев при тринадцати пушках, но главной ее защитой были подъемные мосты и толстые стены. После отрицательного ответа коменданта Бастилии маркиза де Лонэ на сделанное ему предложение добровольной сдачи, народ, около часу дня, двинулся вперед. Легко проникнув в первый наружный двор и разрубив топорами цепи разводного моста, он ринулся во второй двор, где помещались квартиры коменданта и службы. С обеих сторон началась ожесточенная пальба. Чтобы защитить себя от выстрелов сверху, народ притащил три огромных воза соломы и поджег их - густой дым спрятал их.
Лонэ, отлично понимая, что рассчитывать на помощь из Версаля нечего, и что ему долго не продержаться против этой осады, решился взорвать Бастилию. Но в то самое время, когда он с зажженным фитилем в руках хотел спуститься в пороховой погреб, два унтер-офицера, Беккар и Ферран, бросились на него, и, отняв фитиль, заставили созвать военный совет. Почти единогласно было решено сдаться. Был поднят белый флаг, и спустя несколько минут по опущенному подъёмному мосту Гюлен и Эли, а за ними огромная толпа, проникли во внутренний двор Бастилии.
Дело не обошлось без зверств, и несколько офицеров и солдат были тут же повешены. Что касается Лонэ, то Гюлен и Эли хотели спасти его, но по дороге в городскую мэрию чернь отбила его у них и, обезглавив, воткнула голову несчастного на пику, с которой затем обошла весь город.
Семь узников Бастилии были выпущены на волю, между ними был граф де Лорж, который содержался здесь в заключении более сорока лет.
Крайне интересный архив Бастилии подвергся разграблению, и только часть его сохранилась до наших времён.
После взятия Бастилии её уничтожили, а на пустыре поставили табличку с надписью "Désormais ici dansent", что означает "Отныне здесь танцуют".
В настоящее время на месте снесённой крепости находится площадь - место пересечения более чем десяти улиц и бульваров. Название Bastille также носит узел парижского метрополитена, пересечение трёх линий.
Начиная с 1880 года, день взятия Бастилии стал национальным праздником во Франции.
Сегодня люди уже не относятся к этому празднику как к революционному. Это просто светлый и радостный праздник. В барах, ночных клубах, домах и просто на улицах проходят вечеринки. Официальная программа празднования предусматривает серию балов, парад, фейерверки, карнавалы.
14 июля во французских посольствах в разных странах мира устраиваются торжественные приемы.
Жан-Пьер Луи Лоран Уэль - Взятие Бастилии
Жан-Пьер Луи Лоран Уэль (Jean-Pierre-Louis-Laurent Houël), (июня 1735, Руан - 14 ноября 1813, Париж), - французский художник, гравёр, рисовальщик и писатель.
Click to view
Франция празднует День взятия Бастилии
Короткий сюжет, посвящённый праздничному параду в честь Дня взятия Бастилии (2013)
Click to view
Фрагмент парада в честь Дня взятия Бастилии (2010)
Фердинан Виктор Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в пригороде Парижа - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Эжен Делакруа - Автопортрет - 1837
Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако молва упорно приписывала отцовство всесильному Шарлю Талейрану, наполеоновскому министру иностранных дел, который впоследствии был главой французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 годов. Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что "...к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился". К этой фразе требуется добавить: Эжен едва не "повесился", нечаянно обмотав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; "горел", когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; "тонул" во время купания в Бордо; "травился" наглотавшись краски-медянки.
В 1816-1822 - Эжен учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с художником Теодором Жерико.
1818 - позирует Жерико для его картины "Плот "Медузы"".
Делакруа изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла.
Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831-1832), Марокко, Испанию, Бельгию.
Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, изменяющим лицо мира историческим событиям породило гражданский пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве.
В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его "Свободе, ведущей народ" (у нас это произведение известно также под названием "Свобода на баррикадах"). Центральная фигура этой картины - молодая женщина, олицетворяющая собой Францию, зовущая за собой в борьбе за свободу. Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
В 1832 году художника включили в состав официальной дипломатической миссии, направленной с визитом в Марокко.
По возвращении во Францию его положение упрочилось. Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сюльпис (1849-1861).
В 1850-е годы его признание Делакруа стало неоспоримым.
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Сам художник немало огорчался, видя, что публика знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес.
Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
Это охлаждение интереса публики омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Многие картины Эжена Делакруа хранятся в Лувре, главном музее Франции.
Марианна - национальный символ, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции).
Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции "Свобода, Равенство, Братство".
Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов и так далее. Её профиль размещён на государственной печати Франции; она изображена на французских стандартных почтовых марках.
До введения евро изображения Марианны размещались на монетах, соответственно на сантимах и франках. В настоящее время изображение Марианны можно увидеть на евроцентах (1, 2, 5) французской чеканки.
Национальное собрание Франции в сентябре 1792 года постановило, что новой печатью государства должно стать изображение стоящей женщины с копьём, на голове которой надет фригийский колпак. Этот головной убор известен со времён Римской империи, носили его освобождённые рабы-вольноотпущенники. С тех пор фригийский колпак стал символом свободы.
Таким образом, Марианна во фригийском колпаке стала также символом свободной Франции. Многие французские художники и скульпторы изображали её в своих произведениях. Одним из известнейших произведений является картина Делакруа "Свобода на баррикадах", написанная под впечатлением революции 1830 года.
В 1848 году министерство внутренних дел объявило конкурс на лучший символ Франции. В этом конкурсе победили два изображения "Марианна борющаяся" и "Марианна мудрая".
В 1849 году была выпущена почтовая марка с изображением Марианны.
В период Второй Империи изображения Марианны были запрещены (1852 - 1870).
Примерно с 1875 года изображения Марианны стали широко распространяться в официальных учреждениях: департаментах, муниципалитетах, судах.
Вначале это были бюсты, изображавшие некий собирательный образ, но с 1970 года была введена новая традиция. Комитетом мэров французских городов прототипом Марианны стала избираться одна из известных красивых женщин страны. Так моделями для скульптурных изображений Марианны стали:
1968 - киноактриса Бриджит Бардо. Стать прототипом Марианны ей предложил президент Франции Шарль де Голль
1972 - киноактриса Мишель Морган
1978 - певица Мирей Матьё
1985 - киноактриса Катрин Денёв
Собственно, если бы не то, что эти четыре необыкновенно талантливые и столь же красивые женщины, которые снискали себе мировую славу, стали прототипами государственного символа Франции, то и французский национальный праздник - День взятия Бастилии не был бы для меня настолько интересен, чтобы я отдавала ему дань и посвящала запись в своём музыкально-художественном блоге.
Бриджит Бардо, Мишель Морган, Мирей Матье, Катрин Денёв
Кроме этих четырёх Марианн на сегодняшний день есть ещё четыре женщины, которые стали моделями для скульптур государственного символа Франции. Это:
1989 - топ-модель Инес де ла Фрессанж
2000 - топ-модель Летиция Каста
2003 - телевизионная ведущая Эвелин Тома
2012 - киноактриса Софи Марсо
Инес де ла Фрессанж
Летиция Каста
Эвелин Тома
Софи Марсо
И вот что ещё хочется добавить в качестве резюме: мне, безусловно, гораздо больше по душе бюсты этих красивых женщин в экзотических колпачках, которые стоят во всех государственных учреждениях Франции, нежели унылые портреты президентов, висящие на стенах и стоящие на столах, почти, как иконы.
Click to view
Клод Жозеф Руже де Лиль - Марсельеза
Поёт - Мирей Матье
Марсельеза - национальный гимн Французской республики. Песня написана в ритме марша, написал её военный инженер Руже де Лиль в ночь на 25 апреля 1792-го года, а уже 30 июля того же года с этой песней в Париж вошёл Марсельский добровольческий батальон.
24 ноября 1793 года Конвент выбрал Марсельезу в качестве государственного гимна Франции. Во времена реакции в XIX-ом веке (1852 - 1870) и во время оккупации Франции гитлеровцами Марсельеза была запрещена.
С 1944-го года, после освобождения Франции, Марсельеза вновь стала национальным гимном.
Есть у Марсельезы и своя русская история: под названием "Рабочая Марсельеза" и со своим оригинальным текстом, который не был переводом французского текста, после февральской революции 1917-го года в России, эта песня, наряду с Интернационалом, была гимном России. Наблюдалась такая двойственность: буржуазные партии предпочитали "Марсельезу", а партии, ориентированные на рабочих, - "Интернационал".