Выставка "От цвета к свету" в Пушкинском музее

Apr 18, 2024 19:36




Экспозиция выставки Владимира Вейсберга в Пушкинском музее построена по хронологическому принципу и основана на архивных материалах Анны Чудецкой и ее фундаментальной монографии «От цвета к свету», в которой исследуется процесс сложения живописной манеры и обосновываются теории Вейсберга. Постоянная работа Анны Чудецкой, хранителя и ведущего научного сотрудника отдела личных коллекций, по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника не прекращалась до последних дней ее жизни. Сто лет со дня рождения художника могли стать еще одной вершиной на пути осмысления его творчества.

Владимиру Вейсбергу (1924-1984) повезло с хранителями его наследия. Это произошло дважды. Первый раз - в 1997 году, когда вдова художника Галина Ермина передала в дар ГМИИ им. А.С. Пушкина коллекцию живописи и графики. А второй - когда Анна Чудецкая (1958-2023) решила сделать Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Важным этапом стала ее монография «От цвета к свету», изданная в 2018 году. Анна Чудецкая выделяла в творчестве Владимира Вейсберга четыре больших периода: ранний, или цветной (1946-1959), валёров (1960-1970), пространственных структур (1979-1980) и поздний (1981-1984).



Куст, 1944. Холст, масло. ГМИИ

Владимир Вейсберг принадлежит к послевоенному поколению художников, становление которых пришлось на середину 1950-х - начало 1960-х, на эпоху оттепели. В этот короткий период Вейсберг после перерыва вновь начинает регулярно бывать в Пушкинском музее. Оглушительное впечатление на художника и его современников произвела выставка французского искусства, открывшаяся поздней осенью 1955-го. Словно кинопленка, были отмотаны назад несколько десятилетий развития искусства ХХ века, и советские художники конца 1950-х годов реконструировали ход истории искусства, осознавая необходимость восстановления культурной преемственности. Думал ли 31-летний художник в 1955 году, что когда-то у него будет персональная выставка в Дрезденской галерее? А когда это случилось - в 1977-м, уже позади были открытия автором классического европейского искусства, кратковременный интерес к импрессионизму и колористической «московской школе» и даже фанатичное увлечение «последним классиком» Сезанном. Поиски иной формы восприятия, инстинктивное стремление «оторваться от предметного», растворить его привели Вейсберга к почти монохромному, неуловимому на фотопленке и в репродукции, бело-сизому мареву «белого на белом».



Портрет жены, 1977. Холст, масло. ГМЗ Ростовский кремль



Плоды, 1946. Холст, масло. ГМИИ



Снедь, 1947. Холст, масло. ГМИИ



Булки с белой чашкой, 1948. Холст, масло. ГМИИ



Мальчик с папиросой, 1954. Холст, масло. ГМИИ



Тюремщица, 1954. Холст, масло. ГМИИ



Портрет актрисы, 1955. Холст, масло. ГМИИ

В середине 1950-х художника интересовали цветовая активность живописи, сочетание предельных контрастов («Гранаты», 1956; «Натюрморт с синим кофейником», 1955).



Натюрморт Гранаты, 1955. Холст, масло. ГТГ



Плоды, 1955. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина



Неубранный стол, 1955. Холст, масло



Натюрморт с персиками, 1955. Холст, масло. Собрание Марка Курцера



Гранаты, 1956. Холст, масло. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых



Девочка в полосатой блузе, 1956. Холст, масло. ГМИИ



Варя Мельникова, 1956. Холст, масло. ГМИИ



Рая, 1957. Холст, масло. ГТГ





Рыбы с вёдрами и сетями, 1956. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Маша Либединская, 1958. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Пионы, 1959. Холст, масло. ГМИИ



Семья Щегловых, 1958. Холст, масло. ГМИИ



Портрет Ани Блиновой, 1958. Холст, масло. Собрание Марка Курцера



Актриса (Е.Д. Андрианова-Васильева), 1959. Холст, масло. Собрание Евгения Нутовича



Период чувственной, цветной живописи сменился периодом аналитическим, конструктивным.



Белый кувшин и тарелка на полотенце, 1960. ГТГ



Двойной портрет (Аня и Игорь. Портрет самурая), 1961. Холст, масло. Собрание Игоря Сановича



Посвящение Сезанну, 1962. Холст, масло. Собрание Игоря Саневича





Портрет Татьяны и Юрия Полевых, 1966. Холст, масло. ГМИИ



Фарида, 1967. Холст, масло. Собрание Марка Курцера





Девять колонн, 1971. Собрание Е.Л. Шкловской-Корди





Три куба и коралл, 1971. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Архитектура, 1975. Холст, масло. ГМИИ



Композиция с танагрой, 1975. Холст, масло. ГТГ



Венера с геометрическими фигурами, 1976. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Четыре колонны с Венерой и танагрой, 1982. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Лежащая обнажённая, 1973. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Обнажённая №9, 1979. Из серии Обнажённые. Холст, масло. ГТГ



Дунская, 1977. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Цветы, 1980. Холст, масло. Собрание Инны Баженовой



Азарх, 1980-е. Холст, масло. Собрание Ш.Р. и Г.Р. Азарх





В Жуковке, 1968. Дом у запруды. Бумага, карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина

ИЗ АВТОБИОГРАФИИ, НАПИСАННОЙ ВЛАДИМИРОМ ВЕЙСБЕРГОМ В СЕРЕДИНЕ 1960-х
Живописью занимаюсь с 1935 года. Первое увлечение ван Гогом сменило увлечение Сезанном, поклонником которого остаюсь до сегодняшнего дня. В 1960 году я составил таблицу основных видов колористического восприятия, их знаков и структур. Эта таблица была изложена в докладе на симпозиуме по структурному изучению знаковых систем в Институте славяноведения Академии наук СССР, а затем опубликована (Вейсберг В.Г. Классификация основных видов колористического восприятия // Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. М.: Наука, 1962. С. 134). Несколько раньше, изучая современную живопись, пришел к выводу, что проблемы колоризма в том виде, в каком они существовали после Сезанна (Сезанн - Матисс - поздний автоматический Сезанн), исчерпаны. Стал понимать, что цвет, не насыщенный валёром (полутоном), очень мало информационен. Всякая цветовая сложность является следствием дифференцирования пигмента. Наступает момент конечной дифференциации. Пигмент становится зерном. Но это еще не предел сложности, так как получившуюся структуру можно лессировать взаимодополнительными цветами до тех пор, когда ритмические сопряжения цвета перерастают в гармоническое целое всего цветового ансамбля. Вот над этой проблемой построения (архитектуры) валёров (полутонов) я и работаю, стараясь найти синхронное начало между валёром, композицией и рисунком.



Кураторы: Анна Чудецкая (1958-2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж

живопись, выставка, Россия, художники

Previous post Next post
Up