«Руанские соборы» - серия картин Клода Моне, исполненная в 1892-1895 годах. Всего в этой серии Моне написал 35 картин: 28 видов самого собора вблизи, 4 общих городских плана Руана с явной доминантой собора, 3 вида примыкающего к собору двора Альбана с пристроенным к собору домом и улицей Эписери, ведущей к собору. Две картины из этой серии - «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером», попали в Россию благодаря собирательскому азарту Сергея Ивановича Щукина. Одна из работ была приобретена прямо в мастерской Моне в Живерни. После революции собрание было национализировано и стало частью Государственного музея нового западного искусства. В 1948 году картины поступили в собрание Пушкинского музея. В 2023 году впервые были проведены комплексные исследования, которые включали в себя подробное изучение красочного слоя и химического состава пигментов, а также холстов, на которых написаны произведения.
Художник работал над циклом с 1892 по 1894 год. Моне интересовало преломление света на фасаде Руанского собора и передача этих световоздушных эффектов в живописи. Он мог писать до 14 картин одновременно, так как солнечный свет менялся очень быстро. Изначально художник планировал сохранить целостность серии, продав все работы в одни руки. Но цена оказалась слишком высока, и картины разошлись по разным собраниям. В настоящее время произведения серии находятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях.
Автопортрет в студии 1884. Холст, масло. Musee Marmottan, Paris, France
Ранее в 1886 году французский критик и искусствовед, друг Моне Гюстав Жеффруа отмечал, что скалы из его знаменитой серии морских пейзажей, исполненных в Бель-Иль, напоминают очертания средневековых замков и соборов. Вода, как неоформившаяся масса, позволила Моне отказаться от рисунка и дала ему возможность работать исключительно чистым цветом. Цвет у Моне целиком зависит от освещения. «Скалы в Бель-Иль» стали первой работой Клода Моне, попавшей в собрание Сергея Щукина. Впоследствии в его коллекции оказались одиннадцать картин мастера, созданных в разные периоды.
Клод Моне. Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море) 1886 Холст, масло
Моне работал над этим полотном осенью 1886 года. Известно, что художник пробыл на острове Бель-Иль с 12 сентября по 25 ноября. В этот время он написал около сорока произведений, в том числе шесть вариантов скал, известных как «Пирамиды Пор-Котон». Композиция, наиболее близкая картине из собрания Щукина, находится в коллекции Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. Все шесть вариантов были представлены в 1889 году на выставке в галерее Жоржа Пти. Предисловие к каталогу выставки написал драматург, критик и романист Октав Мирбо, необычайно популярный и в России.
Фото: wikipedia
Франция по праву считается родиной готической архитектуры. В эпоху позднего Средневековья в крупнейших городах страны были воздвигнуты огромные соборы, украшенные скульптурой, росписями и витражами. Строительство такого сооружения занимало не одну сотню лет. Созданные по единому архитектурному образцу соборы Шартра, Парижа, Реймса, Амьена, Бове, Буржа или Руана представляли собой уникальные художественные ансамбли, в которых скульптурному оформлению фасадов отводилась главная роль. Порталы, башни и стены зданий были почти сплошь покрыты фигурами святых и причудливыми образами, порожденными фантазией художника. К их числу принадлежат горгульи и химеры - яркие образцы парадоксального мышления Средневековья.
Неизвестный французский скульптор XIV века. Химера (часть архитектурного обрамления проема). Предположительно из собора в Бурже. Песчаник, резьба. ГМИИ им. А.С. Пушкина
На протяжении двух десятилетий Моне регулярно писал панорамные архитектурные виды, но в начале 1890-х годов он задумался о принципиально новом художественном методе, который позволял полностью отказаться от линий контура и излишней детальности изображения. Прибыв в Руан в начале февраля 1892 года, мастер далеко не сразу смог определить нужный ракурс композиции. Вначале он исполнил беглый этюд с панорамным видом Руана, а также пару пейзажей с башнями собора, представленными с разных точек зрения. Величественный Нотр-Дам де Руан, считавшийся самым высоким собором в XIX веке до появления Кельнского собора, был особой достопримечательностью Руана - это историческое место сожжения Жанны д’ Арк. Собор Нотр-Дам соединяет улица Больших часов или Гро-Орлож (Rue du Gros-Horloge).
Фото: Daniel Vorndran / DXR, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Первым адресом стала квартира в доме Жана Луве на углу улиц Гран-Пон и Гро-Орлож прямо напротив собора. Тогда же, в 1892 году, мастер нередко писал западный фасад из окна третьего этажа дамского магазина, располагавшегося поблизости. На следующий год ему представилась возможность работать в помещении на улице Гран-Пон, 81. Именно это пространство на втором этаже дома позволило Моне найти идеальную точку зрения на собор - немного сбоку, так что одна из башен практически выпадала из композиции, а основной массив здания и вторая башня представали в более эффектном ракурсе. В конце концов Клод Моне остановил свой выбор на эффектном западном фасаде, о чем сообщил своей супруге Алисе в письме от 12 февраля 1892 года.
Портал Руанского собора. Фотография 1886 года. Примерно с этого же ракурса Моне выполнил основную часть картин. Séraphin-Médéric Mieusement
Сделав ряд предварительных набросков общего характера, он приступил к живописным полотнам, которые, судя по всему, писал сразу маслом. Художник трудился над серией на протяжении нескольких лет, перемежая выезды в Руан в феврале - марте с работой в своей мастерской в Живерни, порой переписывая картину по много раз, а иногда заканчивая полотно достаточно быстро.
Клод Моне. Руанский собор, портал и башня Сен-Ромен, при свете солнца. Гармония голубого и золотого. Музей Орсе, Париж
Тем не менее, как показало исследование, все картины были подписаны одновременно и датированы 1894 годом. Из тридцати произведений, составивших серию «Руанский собор», двадцать картин были представлены на выставке в галерее Дюран-Рюэля в мае 1895 года. Но лишь минимальные различия в композиции напоминают о том, что полотна не были созданы одновременно, а их автору пришлось неоднократно менять свою локацию.
Клод Моне. Руанский собор, фасад (закат). ru.wikipedia.org Музей Мармоттан-Моне
Образ собора, непрерывно меняющего свой облик, преследовал художника даже ночью. Одно из писем, отправленных из Руана 3 апреля 1892 года, ясно отражает особенное напряжение, своего рода одержимость, с которой Моне работал над картинами: «Я сломлен, я не могу больше… У меня была ночь, полная кошмаров: собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то желтым…»
«Руанские соборы» и «Парламент» Моне в Пушкинском музее. Фото: Netelo.
Тот факт, что в собрании ГМИИ находятся два столь непохожих друг на друга полотна из серии «Руанский собор», позволил не просто исследовать произведения, но и провести их сравнительный анализ.
Слева - Руанский собор вечером, 1894. Холст, масло. Справа - Руанский собор в полдень (портал к башне д' Альбана, 1894. Холст, масло)
Обычно художник создавал образ, отталкиваясь от общего тона, в который свет окрашивал стену здания в разное время дня. В большинстве вариантов нетрудно заметить доминирующий тон - серый, белый, желтый, розовый или фиолетовый.
Именно таким образом была исполнена картина «Руанский собор вечером», над которой Моне начал работать в 1892 году, и, судя по всему, завершил ее он достаточно быстро. Однако многослойное полотно «Руанский собор в полдень» создавалось совершенно иначе - Моне накладывал краску слой за слоем подобно строителю, возводящему каменный фасад здания.
Источники информации: этикетаж и сопровождающий текст, pushkinmuseum.art, википедия
Кураторы проекта: Анна Познанская, заместитель заведующего отделом нового западного искусства; Юлий Питеря, заведующий отделом научно-технического обеспечения реставрационных работ