Свой главный выставочный проект сезона Пушкинский музей посвятил натюрморту. Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» в России проводится впервые. Этот жанр живописного искусства существенно дополняет представление о стиле барокко в искусстве Италии XVII-XVIII веков. Обращение к этой теме весьма актуально, поскольку в собраниях нашей страны находится большое число произведений, которые начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой. Главная задача выставки - показать вместе эти произведения из разных музеев и частных коллекций.
В экспозиции представлено 70 произведений, из них 65 живописных полотен, четыре рисунка и наборная флорентийская столешница из полудрагоценных камней с изображением фруктов и плодов. Наибольшее число работ принадлежит Музею изобразительных искусств и Эрмитажу. Ценными произведениями, исторически принадлежавшими Императорским собраниям, поделились музеи-заповедники «Петергоф», «Гатчина», «Павловск», а также «Останкино», где хранится коллекция графов Шереметевых. По одной работе предоставили Смоленск, Курск, Пермь и четыре - Моршанск. Автор идеи и куратор выставки - Виктория Маркова. Начнём знакомство с экспозиции Белого зала.
Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь во второй половине XX столетия, хотя первые публикации стали появляться еще в 1920-х годах. Поначалу это были отдельные статьи, посвященные разным мастерам либо локальным явлениям, из которых не складывалась целостная картина развития этого жанра в Италии. В послевоенные годы ситуация кардинально изменилась, роль катализатора сыграла большая выставка, прошедшая в Париже в 1952 году, «Натюрморт от Античности до наших дней». Вызвав широкий резонанс, она привлекла внимание к малоизученной области западноевропейского искусства и способствовала тому, что началось исследование этой темы в рамках национальных школ.
Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593) из частного собрания, представленная в центре Белого зала. В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта. Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Джузеппе Арчимбольдо - итальянский живописец и художник-декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма. В его творчестве некоторые критики и художники XX века усматривали предвосхищение сюрреализма. Он родился в Милане. Его отец был художником, дядя - архиепископом. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Джузеппе, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. Карикатуры и наброски странных чудовищ, нарисованные рукою великого Леонардо да Винчи стали для юноши настоящим потрясением, повлиявшим на его собственное творчество.
Джузеппе Арчимбольдо. Милан, 1526-1593. Мужская голова / Корзина фруктов. Дерево, масло. Частное собрание
Если перевернуть, увидим картину с фруктами:
Пейрано Дженовезе. Цветы и бюст Пана. Холст, масло. Эрмитаж
Парные картины Пейрано Дженовезе (кон. XVII - нач. XVIII вв.) поступили в Эрмитаж как произведения Жана-Батиста Моннуайе. Впоследствии на обоих полотнах была прочтена авторская подпись. Сведений о художнике не сохранилось. В настоящее время, кроме двух эрмитажных, известны еще два подписных натюрморта Пейрано Дженовезе: в частном собрании в Генуе, местонахождение другого неизвестно. Все четыре натюрморта объединяет набор изображенных предметов, принцип композиционного построения, живописная манера.
Пейрано Дженовезе. Цветы и бюст Пана. Холст, масло. Эрмитаж
Фрагмент
Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664) итальянский художник в стиле барокко, гравёр и рисовальщик генуэзской школы. Наиболее известен своими гравюрами и как изобретатель техники монотипии. Кастильоне был блестящим рисовальщиком, он писал портреты, исторические картины и пейзажи, но специализировался на сельских сценах, в которых животных было больше, чем человеческих фигур. Ноев ковчег и животные, входящие в ковчег, были его любимыми темами, и он придумал ряд других новых сюжетов из ранних частей Ветхого Завета, посвящённых патриархам и их животным.
Джованни Бенедетто Кастильоне, мастерская. Индюк и кролик. Холст, масло. ГМИИ
Джованни Бенедетто Кастильоне. Пастораль. Фавн и пастушка. Медь, масло. ГМИИ
Бернардо Строцци, прозванный "Генуэзский священник" (ок.1581-1644) - живописец, мастер станковой живописи и фрески, рисовальщик и гравёр. Писал картины на исторические, аллегорические, бытовые сюжеты, портреты, натюрморты. Яркий представитель итальянского барокко. Его творчество также связывают с тенденциями натурализма и караваджизма в искусстве XVII века. Он родился и вначале работал в Генуе, а во второй половине жизни - в Венеции. Поэтому его творчество относится к обеим школам.
Бернардо Строцци и мастерская. Женщина с овощами. Холст, масло. Эрмитаж
Римский последователь Караваджо. Продавец фруктов. Холст, масло. ГМИИ
Паоло Порпора (1617-1673) был итальянским художником позднего барокко, работавшим в основном в Неаполе и специализировавшимся на цветочных натюрмортах. Он был учеником Джакомо Рекко, отца Джузеппе Рекко, и, как говорят, работал под руководством Аньелло Фальконе. Он присоединился к Римской Академии Сан-Лука с 1656 по 1658 год. Похоже, в Риме на него повлияли нидерландские художники-натюрморты.
Паоло Порпора. Натюрморт с грибами. Холст, масло. ГМИИ
Антон Мария Вассалло. Орфей. Холст, масло. ГМИИ
Джузеппе Руопполо. Натюрморт с арбузом и фруктами на фоне пейзажа. Холст, масло. Эрмитаж
Фрагмент
Пьетро делла Векья. Сцена гадания. Холст, масло. ГМИИ
Рекко - семья итальянских художников, работавших в Неаполе в XVII веке. Основатель династии, Джакомо Рекко (1603-1654), все еще связанный с консервативными фламандскими традициями, писал в основном цветы. Джузеппе (1634-1695) - сын Джакомо, был самым талантливым в семье, в начале своей карьеры перешёл от рисования цветов к более разнообразным композициям и стал одним из первых итальянских художников, сделавших это. Его брат Джованни Баттиста Рекко (1630-1675) известен только благодаря своим ранним работам.
Джованни Баттиста Рекко. Интерьер кладовой с головой телёнка, охладителем для вина, пирогом и ягнёнком. Холст, масло. ГМИИ
Микеланджело дель Кампидольо, настоящее имя Микеле Паче, (1625-1669) - один из самых оригинальных мастеров натюрморта XVII века в Риме. Он также оказал влияние на других художников, особенно на Абрахама Брейгеля, из-за чего не раз возникали проблемы с атрибуцией картин. Настоящая слава Кампидольо основана на его натюрмортах с фруктами и цветами.
Микеланджело дель Кампидольо (Микеле Паче). Натюрморт с корзиной винограда и гранатами. Холст, масло. Эрмитаж
Микеланджело дель Кампидольо (Микеле Паче). Натюрморт с тыквами и красным попугаем. Холст, масло. Эрмитаж
Фрагмент
Микеланджело дель Кампидольо (Микеле Паче), приписывается. Натюрморт с осетром. Холст, масло. ГМИИ
Микеланджело дель Кампидольо (Микеле Паче). Натюрморт с арбузами и вазой с фруктами. Холст, масло. ГМИИ
Микеланджело дель Кампидольо (Микеле Паче). Натюрморт с тыквами, дыням, персиками и инжиром. Холст, масло. Эрмитаж
Бартоломео Беттера (1639-1699) - итальянский художник из Бергамо, специализирующийся на натюрмортах с музыкальными инструментами.
Бартоломео Беттера. Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами и глобусом. Холст, масло. ГМИИ
Бартоломео Беттера. Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами, глобусом и картой. Холст, масло. Эрмитаж
Мальтезе (Франческо Нолетти). Натюрморт с восточным ковром, скрипкой и мужским портретом. Холст, масло. Курская картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Антонио Тибальди. Натюрморт с ковром, шлемом и нотами. Холст, масло. Эрмитаж
Бендетто Фьораванти. Натюрморт с глобусом и музыкальными инструментами. Холст, масло. Коллекция Останкино
Североитальянский мастер первой половины XVII века. Арбуз, виноград и фрукты на каменных уступах. Холст, масло. Музей-заповедник Гатчина
ПродолжениеИсточники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж