Итальянское искусство XVII - XVIII веков
Залы №17 и №18
В конце февраля в Пушкинском музее представили реэкспозицию итальянской коллекции. Это первый этап возвращения варианта развески, который был в музее при Ирине Александровне Антоновой. В течение 2024 года поэтапно будут открыты залы итальянского Возрождения, Фландрии и Голландии XVII века, отдельный зал Рембрандта и его последователей, в залы первого этажа вернётся живопись Северного Возрождения.
Первоначально зал №17 на втором этаже музея назывался залом Парфенона или залом Фидия. Это было просторное помещение с верхним светом, как и все залы второго этажа. Проследим его историю.
Вдоль его продольных стен были расположены слепочные композиции, воспроизводящие скульптуру с фронтонов Парфенона. Над ними располагались слепки с метоп (квадратных плит с рельефами). А под самым потолком по стенам шёл фриз с изображением панафинейской процессии, также составленный из слепков с подлинных мраморов, хранящихся в Британском музее. Таким образом, весь скульптурный декор знаменитого храма был собран в единую композицию, гармонично вписанную в пространство зала.
Зал Фидия (зал Парфенона), 1912. Фото К. Фишера. Отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина
Затем в этом зале в 1949 году выставлялись подарки Сталину, в 1953 году музейный зал обрёл свой привычный облик до 1960-х годов, когда в музее начался ремонт кровли. После ремонта в зале Парфенона с 1975 года была развёрнута экспозиция "Искусство XX века", с 2007 года представлено искусство Италии XVII-XVIII веков. Также этот зал использовался для временных выставок итальянского искусства.
Неаполитанский мастер середины XVII века. Христос и грешница. Холст, масло
Неаполитанский мастер середины XVII века. Исцеление паралитика. Холст, масло
Слева - Алессандро Маньяско. Распятие, около 1690. Холст, масло
Вакханалия на картине Маньяско выглядит не как торжество, посвящённое Вакху, а, скорее, как видение на античных развалинах.
Алессандро Маньяско. Вакханалия, 1710-е. Х
Алессандро Маньяско. Трапеза монахинь, середина 1720-х годов. Холст, масло
Бернардо Белотто. Вид старого рынка в Дрездене. Холст, масло
Как и "Вид Старого рынка в Дрездене", композиция относится к серии полотен с видами Дрездена и Пирны, написанными Бернардо Беллотто между 1747 и 1755 годами по заказу графа Генриха фон Брюля, министра курфюрста Саксонии и короля польского Августа III.
Бернардо Беллотто. Вид Пирны с крепостью Зонненштайн, 1753-1755. Холст, масло
Джованни Батиста Тьеполо. Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизким, 1730-е. Холст, масло
Большая картина - "Любовь и пороки обезоруживают Правосудие". На первом плане мёртвый страус - символ правосудия. Пороки представлены в виде некрасивого человека с ослиными ушами, он вынимает меч из рук Правосудия. А любовь ослепляет Правосудие, поэтому амур забирает весы из руки богини Афины.
Лука Джордано. Любовь и пороки обезоруживают Правосудие, вторая половина XVII века. Холст, масло
Сюжет следующей картины взят из древнеримской истории времен Второй Пунической войны (218-201 до н. э.). Софонисба - дочь карфагенского царя Газдрубала и жена Масиниссы. Сципион потребовал прислать Софонисбу в Рим как пленницу; Масинисса не осмелился ослушаться Сципиона, но, дабы избавить жену от унижения, послал ей чашу яда.
Джованни Баттиста Питтони. Смерть Софонисбы, между 1716-1720. Холст, масло
Пьетро Лонги (подражание). Встреча прокуратора с женой, 1770-е годы. Холст, масло
Джованни Бальоне. Явление ангела святому Иосифу, около 1599. Холст, масло
Один из самых любимых в эпоху Ренессанса святой и великомученик Себастьян служил начальником преторианской стражи при Диоклетиане (III век), за приверженность христианству был пронзён стрелами.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Святой Себастьян, 1641. Холст, масло
На прекрасной картине Гвидо Рени - поучительная история. Жена Потифара, супруга хозяина Иосифа, находившегося в египетском рабстве, возжелала прекрасного юношу и захотела добиться его благосклонности. Когда же он вырвался от неё, она обвинила его в попытке изнасилования, показав плащ, который он потерял, и за это Иосиф был брошен в тюрьму...
Слева Гвидо Рени. Иосиф и жена Пентефрия, около 1626. Холст, масло
По преданию, слепой Гомер устно рассказывал свои поэмы.
Пьер Франческо Мола. Гомер, диктующий свои поэмы, между 1660-1666. Холст, масло
Этот холст имеет прошлое, косвенно связанное с одним из трагических эпизодов истории Англии. Полотно некогда принадлежало королю Карлу I Стюарту, он увлекался искусством и собрал великолепную коллекцию, в которой были лучшие творения итальянских мастеров. После казни Карла I Кромвель распорядился продать в 1649 году всю коллекцию картин. Впоследствии она была куплена из собрания Кроза в Париже для коллекции Эрмитажа, а затем передана в ГМИИ. Сюжет из Веткого завета: во время войны израильтян с фимистимлянами юный пастух Давид победил великана Голиафа. Давид сразил его камнем, пущенным из пращи и обезглавил.
Доменико Фетти. Давид с головой Голиафа, между 1616-1620. Холст, масло
Источники информации:
e-books.arts-museum.ru , этикетаж и сопровождающий текст