Сандро Боттичелли (1445-1510). Поклонение волхвов (фрагмент - автопортрета художника)
Итальянский живописец эпохи Возрождения Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года. Звали его от рождения Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, а прозвище Боттичелли (бочонок) перешло к нему от старшего брата. Сначала он учился ювелирному делу, и только закончив обучение увлёкся живописью. Он был интеллектуалом, человеком полностью погруженным в искусство, не создавшим своей семьи и всю жизнь воспевавшим идеалы красоты. Главные шедевры Боттичелли выставлены в галерее Уффици во Флоренции, а в собрании Пушкинского музея хранится только одна из его поздних работ "Благовещение" - единственный шедевр Боттичелли!
Произведение относится к позднему периоду творчества Боттичелли, отмеченному религиозной экзальтацией. До 2016 года Благовещение выставлялось в старой раме XVI века.
Сандро Боттичелли. Благовещение (состоит из двух отдельных створок), 1490-е годы. Холст, темпера
Это две створки одного полиптиха - переносного складного алтаря, которыми часто пользовались миссионеры. Переносной алтарь, вероятно, был изготовлен для монастыря Сан Марко во Флоренции. Когда-то две створки располагались с двух сторон центрального алтарного образа, позже были объединены в одну композицию общей рамой. Уже в таком виде "Благовещение" оказалось в России. Коллекционер и президент Императорской академии художеств граф Александр Строганов купил для себя несколько работ Боттичелли у одного флорентийского антиквара в 1862 году. Вплоть до 1922 года "Благовещение" находилось в Строгановском дворце-музее, пока коллекцию не передали в собрание Эрмитажа. Через шесть лет "Благовещение" поступило в коллекцию Московского музея изобразительных искусств.
Иллюстрация из альбома ГМИИ им А.С. Пушкина. Москва. Советский художник, 1989
После неудачной реэкспозиции 2021 года шедевр Боттичелли разделили на две части, разместили в очень простых рамах под стеклом и при неудачно выставленном свете. Увидеть работу можно в Главном здании Пушкинского музея в зале №7.
Находящиеся в собрании Эрмитажа две аналогичные по размерам картины с изображениями св. Иеронима и св. Доминика также являются частями этого полиптиха.
Сандро Боттичелли. Святой Иероним, между 1498-1505. Холст (переведена с дерева), темпера.
Сандро Боттичелли. Святой Доминик, между 1498-1505. Холст (переведена с дерева), темпера.
Кисти Сандро Боттичелли принадлежат около 50 картин полностью или в значительной степени. Он был главой процветающей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам художник. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или написаны по его замыслу. Ещё несколько менее известных работ Сандро Боттичелли на библейские сюжеты:
Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем, 1467-1470. Дерево, темпера. Музей Малого дворца, Авиньон
Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и ангелом, 1467-1468. Дерево, темпера. Музей Феша, Франция
Сандро Боттичелли. Возвращение Юдифи в Ветулию, 1469-1470. © Художественный музей Цинциннати, Фонд Джона Дж. Эмери
Сандро Боттичелли. Мадонна с книгой, или Мадонна дель Либро, 1483. Дерево, темпера. Музей Польди-Пеццоли, Милан
Сандро Боттичелли. Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, 1490-1495 годы. Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция
Сандро Боттичелли. Юдифь, покидающая палатку Олоферна, 1497- около 1500. Масло и темпера на дереве. Rijksmuseum, Amsterdam
Сандро Боттичелли. Бегство в Египет, 1510 г. © Institut de France / Christophe Recoura
Картина "Благословляющий Спаситель" служила католическим молельным образом. К этой работе была пара, изображающая скорбящую Богоматерь. Известно, что она хранилась в собрании княгини Марии Николаевны в России, но была утеряна.
Алессандро Филипепи, прозванный Сандро Боттичелли, и ученик. Благословляющий Спаситель, около 1500, дерево, темпера
Со смертью покровителя Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Он тихо доживает свой век в доме брата и умирает в 1510 году забытый всеми.