"Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в жесткую раму в прямом и переносном смысле - раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона".
В Пушкинском музее в цикле "Кабинет редкостей" до 25 февраля 2024 года проходит выставка Дмитрия Михайловича Краснопевцева, на которой показаны произведения художника и предметы из его мастерской. После кончины художника его супруга передала в Пушкинский музей работы живописца и мемориальную обстановку его мастерской, в том числе уникальную коллекцию артефактов. Эти предметы хранятся в отделе личных коллекций Пушкинского музея.
Дмитрий Михайлович Краснопевцев (1925-1995) - представитель второго русского авангарда. Основной жанр Краснопевцева - близкий к сюрреализму «метафизический натюрморт» с простой, часто побитой керамикой, сухими растениями и раковинами. Эти меланхолические натюрморты, написанные в глухих, пепельных тонах, развивают барочный мотив бренности и ирреальности мира.
Дмитрий Краснопевцев на фоне стены со своими картинами. Фото: russianartarchive.net
Цитаты из дневников Дмитрия Краснопевцева, размещенные в экспозиции, передают его размышления об объектах из мастерской.
Вдохновение Краснопевцев черпал, прежде всего, в природе:
«Когда художник пытается скопировать природу как можно точнее, создать нечто очень точное и похожее на тот объект, что находится у него перед глазами, - он всегда бывает посрамлен природой при сравнении. Когда же он пользуется природой как поводом для выражения своего личного ощущения, своих мыслей и чувств - тогда он творит, и природа удивлена».
Куриные боги
Лоток с фрагментами античной керамики. Черепки и бумага, 1976. Оргалит, масло
Д.М. Краснопевцев. Осколки кувшинов, прикрытые листами бумаги, 1976
В коллекции Дмитрия Краснопевцева собраны античная керамика, книги, ритуальные предметы, камни, морские раковины, маски, органические артефакты и другие вещи, которые имели для него особенное символическое значение. Дмитрий Краснопевцев не просто собирал «коллекцию чудака», но создавал в своей мастерской сакральное пространство, наполненное образами и смыслами.
На рубеже 1950-60-х годов Краснопевцев превратился в заметную фигуру в художественной среде нонконформистов. Хотя он всегда держался на отдалении от любых объединений и групп, он, безусловно, входил в круг общения последних. В квартире Костаки произведения художника заметил американский коллекционер Нортон Додж. Так работы Краснопевцева попали в его крупнейшее собрание неофициального советского искусства, которое сейчас находится в Музее Циммерли в Нью-Джерси. В квартире Рихтера в 1962 году состоялась первая персональная выставка художника. В последующие годы Дмитрий Краснопевцев выставлялся на квартирных выставках, с 1974-го - на выставках на Малой Грузинской и за рубежом. Создание большей части произведений Краснопевцева пришлось на 1970-80-е годы, когда он доводил до совершенства найденный художественный метод. В 1982 году был принят в Союз художников СССР. Работы художника входят в собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Циммерли в Нью-Джерси, США, а также во многих других музейных и частных коллекциях.
Источник информации:
pushkinmuseum.art