По залам Пушкинского музея

Jan 19, 2024 11:00

Зал Микеланджело



Зал №29

По замыслу создателя музея Ивана Владимировича Цветаева осмотр экспозиции второго этажа заканчивался залом итальянского Возрождения XVI века (ныне это зал Микеланджело). Поначалу здесь были представлены и другие мастера Высокого Возрождения, например Якопо Сансовино, Бенвенуто Челлини. Архитектурное оформление этого зала воспроизводит способ перекрытия большого пространства с использованием распалубок. Этими элементами зал напоминает Сикстинскую капеллу, потолок которой Микеланджело расписал в 1508-1512 годах. Цветовое решение интерьера сдержанное и одновременно изысканное: сочетание голубого, белого и золотого стен и потолка дополняется красивым приглушённым разноцветьем пола.
Итак, зал №29 посвящен скульптурному творчеству Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Искусство великого флорентинца представлено в музее слепками с наиболее значительных созданий скульптора, позволяющих проследить его творческий путь: римская "Пьета", фигуры для гробницы папы Юлия II, ансамбль гробницы Медичи, "Положение во гроб". Последуем этим путем...



Большое внимание Цветаевым обращалось на качество исполнения слепков скульптур, приглашались лучшие мастера. Например, отливы с гробниц Медичи и многие другие слепки делали форматоры Аннибале Пернавелли и Джузеппе Лели - известные матера Италии. Работы проходили под наблюдением профессора Коррадо Ричи.



Зал Италии XVI века. 1912. Фото К. Фишера. Отдел рукописей ГМИИ им. А.С. Пушкина

Экспозиция зала №29 на протяжении 1920-1930-х годов оставалась неизменной. Впоследствии зал несколько раз использовался как выставочная площадка для экспонирования бесспорных шедевров Высокого Возрождения: "Донны Велаты" Рафаэля, "Венеры Урбинской" Тициана.



Выставка "Рафаэль. Донна Велата". 1989. Фото. Отдел визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина

Первую славу принесла Микеланджело римская "Пьета". Образцом для нее послужили немецкие скульптуры, показывающие мертвого Христа на коленях Марии. Но теме, заимствованной из готики, Микеланджело придал классическое благородство: персонажей наделил совершенным обликом, композицию - гармонической ясностью.



Для воплощения темы трагического материнства, скульптор смело совместил два разновременных момента из жизни Марии. Напоминая о первых днях жизни ее сына, он показал Мадонну из "Оплакивания" в юном возрасте. И наоборот, изображая Марию с Младенцем, Микеланджело обычно сообщал ей черты пророчицы, предчувствующей будущую судьбу своего ребенка. Таковы "Мадонна» из Брюгге", "Мадонна Медичи" и др.



Микеланджело. Мадонна Брюгге, около 1501. Собор Нотр-Дам, Брюгге



Микеланджело. Мадонна Медичи, 1521-1534. Капелла Медичи, Флоренция





Микеланджело. Вакх, около 1497-1501. Национальный музей, Флоренция



Микеланджело. Мадонна Таддеи, 1502-1505. Национальный музей, Флоренция

Борьба творческого духа с материей и движения с неподвижностью станет излюбленной темой и оригинальным приемом изображения у Микеланджело-скульптора в зрелые годы. Она отражается в сюжетах ("Восставший раб", "Умирающий раб"), в позах фигур ("Ночь" и "День" на гробнице Джулиано Медичи, "Вечер" и "Утренняя заря" на гробнице Лоренцо Медичи, Младенец в "Мадонне Медичи" и др.) и в "недовоплощенности" многих изображений (см. фигуру у ног "Умирающего раба", лицо "Дня", обработку камня в рельефах "Мадонна Питти" и "Мадонна Таддеи" и др.).



Микеланджело. Умирающий раб, между 1513 и 1519. Лувр



Микеланджело. Скованный раб, между 1513 и 1519. Лувр

Одно из центральных мест в творчестве Микеланджело занимают образы народных вождей: гигантская статуя юного Давида - легкого, ловкого, мужественно устремленного в будущее; выразительная фигура могучего и гневного Моисея; новаторский бюст римского тираноубийцы Брута.



Показывая Моисея, Микеланджело сохранил, ради его узнаваемости, привычную для тогдашнего зрителя деталь: лучи, исходящие от головы пророка наподобие рогов. "Моисей" - центральная статуя гробницы римского папы Юлия II. Для неё же первоначально предназначались статуи "рабов". Возможно, они служили аллегориями искусств (обезьяна, помещенная у ног "Умирающего раба" - один из символов искусства живописи).



Микеланджело. Моисей, 1513-1516. Церковь Сан Пьетро ин Винколи, Рим



Микеланджело. Брут, 1539-1540. Национальный музей, Флоренция

К числу шедевров Микеланджело принадлежат и произведения для погребальной капеллы рода Медичи. Скульптурный цикл капеллы Медичи - это образно-пластическое размышление о жизни и смерти. Фигуры времен дня, - тревожно спящие, тяжко пробуждающиеся, прислушивающиеся друг к другу, полны сил и страдания. Связь времен показана распадающейся, а природа - лишающейся духовного света со смертью человека. В отличие от своих предшественников, Микеланджело показал усопших не лежащими на смертном одре, а возвышающимися над стихиями, как бы победившими смерть. Их статуи не портретны и представляют собой два человеческих типа, одинаково достойных вечности - деятеля и мыслителя.



Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи, 1520-1534. Капелла Медичи в церкви Сан Лоренцо, Флоренция



Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи, 1520-1534. Капелла Медичи в церкви Сан Лоренцо, Флоренция

Кроме двух надгробий сюда относятся большая статуя "Мадонна с младенцем" и представленный в мраморной копии "Скорчившийся мальчик" с оригинала, хранящегося в Государственном Эрмитаже.



К теме "Оплакивания" Микеланджело обращался неоднократно. Во флорентийской композиции "Пьета" он наделил стоящего в центре Святого Никодима автопортретными чертами. Скульптура была задумана им в старости для собственного надгробия, но была разбита автором на части и склеена уже после его смерти. (Только в 1945 году профессор Павлинов на слепке, экспонируемом в зале №29, впервые показал, каково должно быть правильное размещение этой скульптуры на постаменте).



Микеланджело. Оплакивание Христа (Флорентийская пьета), около 1550-1555. Музей собора, Флоренция



Микеланджело (ныне атрибуция снята). Снятие с креста (Пьета Палестрина), около 1550-1555. Галерея Академии изящных искусств. Флоренция

Кроме перечисленного, в зале №29 представлены "Вакх", ранняя и единственная статуя Микеланджело на античную тему, и произведения, возможно, вышедшие из ближайшего окружения великого мастера ("Пьета Палестрина" и др.). Два слепка показывают фрагменты статуи "Персей" и её постамента известного скульптора середины XVI века Бенвенуто Челлини.



Бенвенуто Челлини. Голова Персея, 1545-1553. Лоджии деи Ланца, Флоренция



Бенвенуто Челлини. Рельеф с пьедестала статуи Персея. 1545-1554. Лоджии деи Ланца, Флоренция

В 2009 году в зале был установлен орган, который очень удачно вписался в интерьер. Этот дар музею госпожи И.А. Черток позволяет устраивать в этом зале вечера органной музыки.



Источники информации: e-books.arts-museum , этикетаж и сопровождающий текст

скульптура, музей, Россия, Микеланджело, Италия

Previous post Next post
Up