Самые дорогие картины русских художников (часть 1)

Oct 08, 2018 12:32



Валентин Серов - Портрет Марии Цетлиной, 1910

Среди самых дорогих картин в мире, безусловно, есть и картины русских художников. Некоторые из них попали в мировой топ самых дорогих картин. А в этом списке присутствуют те картины, которые не попали в топ-20 и топ-30 самых дорогих картин, тем не менее они были проданы на аукционах за огромные деньги.



Один из величайших русских портретистов Валентин Александрович Серов прожил совсем недолго - сорок шесть лет (1865-1911), но за отведенный ему судьбой срок он успел написать сотни живописных и графических портретов. Художник обладал уникальной способностью видеть лица своих моделей до мельчайших подробностей, причем не только видеть каждую черту или морщинку на них, но и угадывать внутреннее содержание этих лиц, давать четкую и безошибочную характеристику человека. Это было одновременно и даром Серова, и его проклятием. Он не мог писать проходных портретов просто ради заработка, каждую свою работу проживал, пропускал через себя. И градус волнения Серова напрямую зависел от того, кого он писал. Портретам своих друзей и близких или просто симпатичных ему людей он отдавался с радостью, стараясь передать их внутреннюю красоту. Как писал он еще в двадцать два года своей будущей жене Ольге Трубниковой, "... хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное". Как раз в это время (1887-1888) были созданы два самых светлых шедевра Серова - "Девочка с персиками" (Портрет В. С. Мамонтовой) и "Девушка, освещенная солнцем" (Портрет М. Я. Симонович - кузины Валентина Серова).



Валентин Серов - Девочка с персиками



Валентин Серов - Девушка, освещённая солнцем - 1888

Талант художника был вскоре замечен, и на него посыпались заказы от вельмож и аристократок. И чем богаче был заказчик, тем, как правило, капризней он был и тем тяжелее Серову было с ним работать. Каждый портрет стоил ему больших физических и моральных усилий. Возможно, от этого он и сгорел так быстро, не дожив и до пятидесяти. Причиной смерти стал сердечный приступ.

Работе над каждым портретом предшествовали дни, а то и недели наблюдений за моделью. Для каждой дамы и кавалера Серов искал характерную позу, наряд, обстановку. Он не любил повторяться. Художник мог сделать десятки эскизов (Серов был мастером молниеносных зарисовок) и по-прежнему не быть готовым к написанию портрета. Но вдруг случайно подмеченный жест или выражение лица приводили его в восторг, и он принимался за работу. И обжалованию выбранная поза, как правило, уже не подлежала. Разве что в ней мог разочароваться сам Серов. По свидетельствам его моделей, художник не раз уничтожал уже почти готовую работу, сочтя ее неудачной. И это был не портрет на скорую руку, а произведение, на которое ушли десятки дней и даже месяцы работы. У своих преподавателей Ильи Репина и Павла Чистякова художник почерпнул манеру писать вдумчиво, тщательно прорабатывая детали.

"Иначе писать не умею, - говорил Серов, - виноват, не столько не умею, сколько не люблю".

Светские персоны пугали друг друга сеансами позирования у Серова. Для одного портрета ему требовалось от сорока до ста сеансов, и художник настаивал на них вне зависимости от самочувствия модели. Рассказывают, что княгиня Полина Щербатова во время позирования с закинутой назад рукой даже получила воспаление нерва и некоторое время лечилась. Но жертвы, на которые приходилось идти моделям, безусловно, стоили того.



Валентин Серов - Портрет княгини Полины Щербатовой

Портреты у Серова выходили удивительно правдивыми, художник умел дать точную характеристику личности заказчика. Серов достигал этого за счет огромного арсенала художественных приемов - композиции, выбора интерьеров, проработки контуров (для этого, следуя заветам старых мастеров, он нередко облачал модель в благородные черные одеяния).

Самой дорогой на сегодняшний день работой Валентина Серова является "Портрет Марии Цетлиной" 1910 года. Полотно, выставленное с эстимейтом (оценочная стоимость) £1,5-2,5 млн, ушло с молотка за рекордную для произведений художника сумму £9,27 млн ($14,51 млн) с учетом Buyer’s Premium. Произошло это на "русских торгах" Christie’s 24 ноября 2014 года. Это была самая высокая цена, когда-либо заплаченная за произведение искусства на специализированных "русских торгах", проводимых в Лондоне. С этим рекордом Валентин Серов сразу попал в первую десятку нашего рейтинга и встал рядом с такими всемирно известными художниками, Николай Рерих или Наталия Гончарова.

Чем объяснить такой аукционный успех мастера, известного все-таки преимущественно среди наших коллекционеров и мало знакомого западным ценителям? Секрет, должно быть, в уровне вещи, попавшей на торги. "Портрет Марии Цетлиной" - хрестоматийное произведение, получившее восторженную оценку современников Серова. Как писал Николай Эфрос, портрет "... до того сильный, точно это не живопись, а скульптура. ... Серов не только пишет лицо - он разоблачает подноготную души". А душа перед нами самая благородная: Мария Самойловна Цетлина (в девичестве Тумаркина) была общественным и политическим деятелем, издателем, меценатом и просто красавицей, глубину глаз которой воспевали художники и поэты. В голодную зиму 1917-1918 годов Мария Самойловна с мужем Михаилом Осиповичем Цетлиным устраивали салоны, где находили ласковое слово и бесплатную еду все - "от Вячеслава Иванова до Маяковского", как вспоминал потом Илья Эренбург. Дом Цетлиных был столь же гостеприимным и в эмиграции. В Париже Мария Самойловна вместе с мужем издавала произведения Бунина, Куприна, Мережковского и других деятелей русского зарубежья.

Мария Самойловна, как гласит легенда, была выбрана в модели самим Серовым. В 1910 году, увидев ее однажды в парижском ресторане вместе с семьей ее тогда еще будущего мужа Михаила Цетлина, Серов захотел во что бы то ни стало написать ее и даже пообещал ее будущему свекру бесплатный портрет его семьи в обмен на право написать потом их спутницу. Семейного портрета Осип Сергеевич Цетлин так и не дождался, а портрет Марии все равно был написан. За те несколько недель, что длились сеансы позирования, Цетлины так сблизились с Серовым, что даже назвали потом своего сына Валентином в честь художника (Серов не дожил до рождения своего тезки).

Дальнейшая судьба портрета складывалась драматично. В 1959 году Мария Самойловна подарила свою богатую художественную коллекцию, в том числе и серовский портрет, городу Рамат-Ган в Израиле. Но несмотря на данные мэром города обещания, собрание Цетлиных так и не получило должного музейного помещения. Первые годы оно вообще каким-то образом попало на склад удобрений, что катастрофическим образом сказалось на состоянии многих вещей. Десятилетия спустя, коллекция ютится в нескольких комнатах Музея русского искусства, по соседству с собранием азиатских артефактов. В экспозицию попала лишь пара десятков вещей, остальное до сих пор на складе. "Портрет Марии Цетлиной" Серова был главной и самой важной работой в музее, поэтому, когда зашла речь о его продаже, осведомленные о музейных делах представители общественности начали яро протестовать, писали петиции и собирали подписи, но процесс остановить не удалось - работа все равно была выставлена и продана за упомянутые $14,51 млн. Осталось надеяться, что новый владелец не откажется предоставлять ее для выставок и обеспечит ей должные условия хранения.

Самые дорогие картины русских художников

живопись, Россия, аукционы, художники

Previous post Next post
Up