Искусственные параллели по средам
Эпиграфом к новому проекту Музея русского импрессионизма стала цитата из книги "Творческий путь художника" Михаила Матюшина (1861-1934) - одного из лидеров русского авангарда, теоретика искусства, художника, музыканта:
…Художник учит людей смотреть. Он показывает человеку увиденное своим новым развивающимся глазом, раздражая обывателя, который гонит всё непривычное.
Эта необычная выставка - первый масштабный показ утративших авторство или принципиально анонимных работ рубежа XIX-XХ веков, как игра "Угадайка" для взрослых. Смотришь на картины и пытаешься понять, кто из художников-авангардистов мог быть автором - раскрывать имена можно бесконечно. Кроме неизвестных авторов в экспозиции представлены и произведения признанных художников, которые долгое время числились анонимными.
Причины анонимности могли быть разными: одни авторы принципиально не подписывали своих работ. Другие мастера использовали вместо подписи монограммы, которые не расшифрованы до сих пор. Автографы третьих оказывались неразборчивыми либо терялись в ходе бытования произведения или реставрации. Случалось и так, что при передаче из одного регионального собрания в другое утрачивались музейные документы, в годы войн терялись книги поступлений, в период борьбы с формализмом 1930-1950-е - ради спасения самих произведений скрывались имена авангардистов-экспериментаторов. Пространство музея на -1-м и 3-м этажах разделено на семь зон: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение, которые объясняют принципы функционирования и критерии оценки живописи.
1. ГЛАЗА И СВЕТ. ОТ ЗОЛОТА ДО ЭФИРА
Свет - основа основ, без которой не может появиться изображение. Именно он позволяет человеческому глазу видеть предметы. Свет всегда интересовал художников, но именно импрессионисты во второй половине XIX века сделали его главным в живописи.
Эту модель в студии Императорской Академии художеств одновременно с неизвестным автором писал Николай Фешин. Художник Петр Бучкин - свидетель работы над портретом, вспоминал, что Фешин встретил эту даму в лиловом платье на улице, уговорил позировать и привел в мастерскую. А кто из художников-товарищей Фешина по Академии писал эту модель одновременно с ним неизвестно.
Неизвестный художник мастерской Ильи Репина (?). Портрет неизвестной в лиловом, 1908. Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Н/х (Михаил Борисоглебский?). Портрет Лидии Сейфуллиной. 1930-е. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Н/х. Мужской портрет (Гитарист). Конец XIX - начало ХХ в. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Неизвестный художник. Евдоксия Фёдоровна Никитина. 1920-е. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Н/х. Валерий Яковлевич Брюсов. 1917-1918. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля
Н/х. Интерьер: комната с зелеными стенами. Начало ХХ в. Эрмитаж. Холст, масло
Даже непримечательный, на первый взгляд, вид может преобразиться благодаря свету и цветным рефлексам, которые искрятся и переливаются, словно самоцветы. Так и происходит на этой работе неизвестного автора.
Н/х. Уголок двора. ХХ в. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
При работе с искусственными источниками освещения художники обычно эффектно обыгрывают светотеневые контрасты. Например, в композиции "Дождливый вечер" виртуозно переданы мерцающие отражения в лужах светящихся фонарей и темно-синее вечернее небо.
Петр Нилус (ранее н/х). Дождливый вечер. 1900-е. Ярославский художественный музей
Н/х. Деревья, скамья с цветами. Начало ХХ в.
Возвращение имени Бориса Пестинского - яркий пример того, что коллекционер чует вещь глазом. Ильдар Галеев купил холст у коллекционера Марии Чапкиной, известной, в частности, книжными аукционами. Тогда считалось, что это кисть Госцинского, о котором история искусства не помнила почти ничего. В ходе галеевских изысканий история обрела новые, уверенные контуры: автор - не Госцинский, а Пестинский, ученик Петрова-Водкина, чья биография сложилась гораздо драматичнее судьбы полотна. По обвинениям в подрыве советской власти он был сослан в Среднюю Азию в 1932 году. Там работал герпетологом, но живопись не оставлял, причем писал портреты (некоторые сейчас хранятся в Русском музее), что по местным обычаям было опасно.
Борис Пестинский (ранее неизвестный художник). Портрет Мухитдина. 1933. Галеев Галерея, Москва
Андрей Иванов (ранее приписывалось Валентину Серову). Усть-Нарва. Море. 1914. Картон на холсте, масло. ГТГ
2. ЦВЕТ. ЛОКАЛЬНЫЙ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ. ДИКИЙ.
Первым связь цвета и света доказал Исаак Ньютон ещё в 1672 году. С помощью призмы он показал, что белый свет состоит из семи частей спектра, семи цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. А в живописи колористическую революцию совершили импрессионисты - они отказались от темных и свойственных самим предметам тонов и заменили их чистыми цветами. Они предпочитали не смешивать цвета и с помощью мелких мазков передавали объем и форму, особое внимание уделяя бликам и рефлексам.
Роберт Фальк (ранее н/х). Портрет цирковой артистки. 1909
На обороте: Овощи и синяя ваза. 1910-е. Холст, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина
Н/х. Мужской портрет. 1900-1920-е. Картон, темпера, масло. Омский государственный историко-краеведческий музей. Внизу надпись "Н. Мамонтов"
Ольга Розанова (ранее н/х). Женский портрет в профиль (Портрет Анны Розановой). 1910-1912. Холст, масло. ГТГ
Прежде считавшаяся неизвестной модель художника была определена дочерью Павла Третьякова. Для этого потребовалось сличить картину с другими портретами Александры Павловны, а для уточнения датировки обратиться к моде. Расследование было осуществлено в 2018 году: первой частью занималась историк Елена Бакалдина, второй - хранитель эрмитажного фонда тканей Юлия Плотникова. Владельцем портрета прежде был Федор Нотгафт, секретарь мирискусников, руководитель издательского отдела Эрмитажа, умерший с женой от голода в блокадном Ленинграде в 1941 году. Его собрание поступило в родной музей, но авторство этой картины установил только в 2007 году хранитель живописи эрмитажного Отдела русского культуры Юрий Гудыменко.
Николай Милиоти (ранее н/х). Портрет Александры Боткиной. 1905-1908. Холст на картоне, масло. Эрмитаж
Алексей Явленский (ранее н/х). Автопортрет. Около 1911. Картон, масло, темпера. Оборот:
Портрет Елены Незнакомовой. Около 1906-1908. Картон, масло. Омский государственный историко-краеведческий музей
Н/х. Натюрморт с черной бутылкой. 1913. Собрание Валерия Дудакова, Москва
3. КОМПОЗИЦИЯ. ПРАВИЛА БЕСПОРЯДКА
Первыми вольно трактовать композицию стали импрессионисты: они ушли от центрирования и начали резко кадрировать изображаемые сцены, стремясь подчеркнуть мимолетность мгновения. Отдельная задача в искусстве начала ХХ века - создание композиции беспредметной. В экспозиции представлены разные типы композиций начала ХХ века. Классический натюрморт с глиняным горшком и узорчатой драпировкой соседствует с постановкой, в которой кувшин превращается в черный круг и прямоугольник на фоне зеленой полосы.
Н/х. Композиция. 1920-е. - Н/х. Кувшин и драпировки. До 1923. - Н/х (Алексей Арапов?). Белый конус. До 1923. - Иван Клюн (ранее н/х). Супрематическая композиция. 1916-1918. Все: Холст, масло
Н/х. Кувшин на фоне синей драпировки. До 1922. Фанера, масло. ГТГ
Иван Клюн (ранее н/х). Супрематическая композиция. 1916-1918. Все: Холст, масло
Театрализованная композиция символиста Николая Милиоти из эрмитажного собрания, построенная по кулисному принципу (по обеим сторонам мы видим балконы и балюстрады), противопоставляется маскараду из коллекции Михаила Каменского, где фигуры костюмированных персонажей ритмизуются рядами стульев и абажуров.
Николай Милиоти (ранее н/х). Общество в ресторане. Около 1906. Холст, масло Эрмитаж
Н/х. Карнавал. Конец 1920-х - начало 1930-х. Холст, масло. Собрание Михаила Каменского, Москва
Композиция работы "Восточный порт" выглядит словно случайный кадр, остановленное мгновение. Хаотичность расположения фигур и цветовых пятен прекрасно передает сутолоку, царящую в многоголосной портовой толпе.
Неизвестный художник. Этюд (Мясной ряд). До 1922. ГТГ. Неизвестный художник (Владимир Тронов ?). Восточный порт. Сцена из средневековья. Эскиз. Конец 1910-х - 1920-е. Омский государственный историко-краеведческий музей
4. ФАКТУРА. ОЧЕНЬ ТРОГАТЕЛЬНО
Разговор о фактуре применительно к живописи может показаться необязательным, ведь картина не предназначена для ощупывания - она призвана создавать иллюзию внутри двухмерного холста. Достоверная передача шероховатости лимонной кожуры, холодной глади медного кубка, бархата тяжелой драпировки или шерсти уличного кота веками представлялась показателем большого мастерства, пока авангардисты не пересмотрели принципы классической живописи. Они начинают подмешивать в краску песок, используют воск, трафареты, наклеивают на холсты фрагменты афиш, газет, бутылочных этикеток, игральные карты и другие объекты. Рельефным становится сам красочный слой - обратите внимание на "Женский портрет" работы Давида Бурлюка из собрания Вольского краеведческого музея.
Неизвестный художник. Натюрморт с игрушками. 1920-е. Пермская государственная художественная галерея
"Царицей Вильгельмова бала" именовал свою модель сам "отец русского футуризма" Давид Бурлюк. Сохранились также авторские пояснения о фактуре, которая является "образцом редко выявленной крупно-раковистой поверхности". Художник так описывал собственную картину: "Молодая женщина, в руках электрический семиогник-опахало. Голова лишена и волос, и кожи; мертвыми глядят глазницы. Не прообраз ли это западной культуры, приведший к ужаснейшей войне?"
Давид Бурлюк (ранее н/х). Женский портрет. 1916. Холст, масло. Вольский краеведческий музей
Н/х (Виталий Лавров?). Архитектурный пейзаж. 1920-е. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки. Холст, масло
По мнению галериста Ильдара Галеева, инициалы на графическом произведении "Голод" из коллекции Андрея Васильева, вероятно, могут означать авторство Михаила Цехановского - известного мультипликатора и иллюстратора.
Неизвестный художник. Голод, 1923. Бумага, тушь. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург
Неизвестный художник. Пейзаж. 1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Герасим Головков (ранее н/х). В Одесском порту. Окраска судна. 1903. Холст, масло. Ярославский художественный музей
ПродолжениеИсточники информации - www.rusimp.su, кураторский текст на стендах и этикетаж.