Путешествие из Одессы в Грозный через Баку - невыдуманная история

Aug 02, 2023 02:00



Самолёт в небе - модульная картина



image Click to view



Красивый и удивительный мир воздушных полётов





Модель самолёта Ил-18


          
          

В 1967 году после окончания первого курса Политехнического института отправились мы с институтской подружкой в пансионат на - не помню уже какой - станции одесского Большого Фонтана. В Одессе до этого бывала неоднократно, но это было в первый раз, когда я поехала отдыхать без родителей. Солнце, море и Одесса - незабываемые впечатления. Конечно, Одесса была бы обычным провинциальным городом, если бы не море и всё, что с ним связано. Тогда не было платных пляжей и показного пафоса, принесенного потом временем перемен, но именно в этой простоте и был шарм советской Одессы.



Ирина Сушельницкая - Одесса - жемчужина у моря. Одесский оперный театр

Художница Сушельницкая Ирина родилась в городе Одесса, Украина. Рисует с раннего детства, с отличием закончила ОГПУ им. К. Д. Ушинского Художественно-графический факультет, по специальности изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Участница многих художественных выставок и проектов. Её картины находятся в частных коллекциях, как в Украине, России, так и в Европе.



image Click to view



Ах, Одесса, жемчужина у моря
Композитор - Модест Табачников
Слова народные
Группа "Дилижанс"



Одесса глазами одесситов

В Одессе всегда было много людей творческих профессий - море и климат споспешествовали этому. Не составляли исключения и художники.



Альбин Станиславович Гавдзинский - Пляжники

Гавдзинский Альбин Станиславович (4 июля 1923, Бобрик Первый, Одесская область - 12 мая 2014, Одесса) - советский и украинский живописец, пейзажист, мастер жанровой живописи и портрета. Народный художник Украины (2004).

В 1940-1950 годах - с перерывом на войну - учился в Одесском художественном училище, которое с отличием закончил в 1950 году.
В 1941-1946 годах воевал, Великую Отечественную войну закончил лётчиком-инструктором в лётной школе ВВС.
В 1951-1960 годах работал на строительстве Каховской ГЭС.
Персональные выставки художника состоялись в Одесском художественном музее, в музеях Киева и Харькова в 1954 году.
В 1961 году Альбину Станиславовичу присвоено звание Почётного гражданина города Новая Каховка. Все написанные полотна (в количестве 237) художник подарил городу, где они стали основой для создания городской картинной галереи. В 2003 году картинная галерея Новой Каховки названа именем Альбина Гавдзинского.





Альбин Станиславович Гавдзинский - Автопортрет





Альбин Станиславович Гавдзинский - Пляж





Альбин Станиславович Гавдзинский - Пирс





Альбин Станиславович Гавдзинский - Пристань


          
          



Евгений Николаевич Ткаченко - Одесский пляж - 1955

Ткаченко Евгений Николаевич (21 января 1923, село Монастырище Ичнянского района Черниговской области - 26 августа 2002, Черкассы) - советский и украинский художник. Автор многочисленных портретов, пейзажей, жанровых сцен и станковых композиций. Жил и работал в Одессе, Киеве, Черкассах.

Участник Великой Отечественной войны - воевал на 2-ом Украинском фронте.
В 1949-1954 годах учился в Одесском художественном училище имени М. Б. Грекова.
С 1954 года Евгений Николаевич работал в Черкасском Союзе художников в мастерских фонда, создавая эскизы декоративных панно.
Участник множества городских, областных и зарубежных художественных выставок, начиная с 1961 года.
Произведения художника хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях в Украине, Молдове, России, Польше, Испании, Германии и Великобритании.





Евгений Николаевич Ткаченко - Автопортрет





Евгений Николаевич Ткаченко - Чайки





Евгений Николаевич Ткаченко - Одесса. Фонтан





Евгений Николаевич Ткаченко - Одесса. Пляж





Евгений Николаевич Ткаченко - На пляже





На выставке работ Евгения Николаевича Ткаченко - 2020


          
          



Юрий Николаевич Егоров - Серебряное утро. Ланжерон

Егоров Юрий Николаевич (27 января 1926, Сталинград - 12 октября 2008, Одесса) - один из крупнейших украинских советских художников второй половины XX века, классик одесской школы живописи. Занимался станковой и монументальной живописью, графикой, а также создавал гобелены, керамику, витражи, мозаики. Член Союза художников УССР (1958). Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1989). Народный художник Украины (2008).

В 1948 году поступил в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина при Академии художеств СССР. Будучи студентом IV курса, перешёл на IV курс факультета монументальной живописи Высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной.
В 1955 году Юрий Николаевич переехал в Одессу, где до 1957 года преподавал в Одесском художественном училище имени М. Б. Грекова, был ректором Одесской Академии художеств (1995-1997).
Участник многочисленных отечественных и зарубежных художественных выставок живописи, графики и монументального искусства.

Именно Юрий Николаевич Егоров поставил вопрос об одесской школе живописи и сформировал её основные постулаты, став таким образом, одновременно и самым ярким представителем и теоретиком этого направления.



Юрий Николаевич Егоров





Юрий Николаевич Егоров - Вечер





Юрий Николаевич Егоров - Море





Юрий Николаевич Егоров - Морской пейзаж





Юрий Николаевич Егоров - На пляже





Юрий Николаевич Егоров - Море


          
          



Альбин Станиславович Гавдзинский - Вид на одесский порт



image Click to view



Ах, Одесса моя
Андрей Эшпай на слова Владимира Котова
Поёт - Леонид Утёсов



После окончания смены подруга возвращалась во Львов, а моя дорога лежала дальше - в Грозный, где жили мои дедушки-бабушки со стороны обоих родителей. Я не была в Грозном несколько лет и очень соскучилась за своими родными и за непревзойдёнными варениками с вишнями, которые делала бабушка Катя, мамина мама. Вишня была из своего сада - сад в основном был вишнёвым да и сам переулок, где жили мамины родители, назывался Вишнёвым.

Поскольку дело было летом, с билетами на поезд в кавказском направлении было туго. Да и прямого поезда из Одессы до Грозного не было. Можно было ехать, как минимум, с одной пересадкой: либо в Ростове-на-Дону, либо в Минеральных Водах. Пересаживаться и компостировать билет на проходящий поезд мне не улыбалось и я решила попытать счастье с самолётом. Но и прямого рейса на Грозный из Одессы тоже не было. Билеты же на нужный мне день можно было купить только на рейс Одесса-Баку. И тут я вспомнила, что в моём дошкольном детстве мы как-то с родителями, будучи в гостях у дедушек-бабушек в Грозном, на несколько дней зачем-то ездили в Баку. И дорога эта, по моим воспоминаниям, была очень близкой, которую можно одолеть за несколько часов на машине или автобусе. И вот я ничтоже сумняшеся взяла билет на бакинский рейс. Коль скоро кучеров у меня, в отличие от фонвизиновского Митрофанушки, не было, то и подсказать мне правильное решение по части географии было некому.
Телеграмму в Грозный, чтобы меня встретили, я не давала - решила отправить из Баку, когда буду точно знать время приезда.

Рейс Одесса-Баку осуществлял Ил-18. В самолёте я летела первый раз в жизни, поэтому мне запомнился этот полёт. Летели мы сначала над облаками, а потом стало видно море. Я сидела у окна и с восторгом наблюдала за водой, сверкающей на солнце. Моим соседом был пожилой русский мужчина, с которым мы разговорились во время полёта. Оказалось, что живёт он не в самом Баку, а в каком-то пригороде или посёлке недалеко от аэропорта. Он очень удивился, что меня одну чёрт занёс так далеко от дома и огорчил тем, что из Баку до Грозного ехать часов 7-8 и лучше поездом. Дал мне свой номер телефона и сказал, что посадит меня в такси, запишет его номер, а я должна буду позвонить ему с вокзала, чтобы он не волновался за меня.

Самолёт пошёл на снижение где-то в 9.00 часов вечера - в абсолютно чёрном пространстве внизу загорелись огромные буквы БАКЫ.


          
          



Баку - Аэропорт - 1970 (открытка)

Эта фотография сделана тремя годами позже моего вояжа, но почему-то электрического табло с названием города на крыше здания не видно. Табло это было обращено лицом к лётному полю, чтобы приветствовать прилетающих в Баку вечером или ночью. И машин на площади перед зданием Аэропорта очень мало.


          
          

На площади перед аэропортом было много машин, но все частники. Мой попутчик выбрал, по одному ему известным признакам, водителя, записал номер его машины и строго-настрого наказал ему довести меня в целости и сохранности. Пообещал водителю, что, если я в течении часа не позвоню с вокзала, то он будет звонить в милицию.

С водителем, сельского вида азербайджанцем лет 35-40, в дороге мы говорили о том, о сём, как вдруг в моей спортивной сумке, с которой я обычно путешествовала, с какого-то перепуга зазвенел будильник - видно, его растрясло в самолёте. Дело в том, что я страшная засоня, а потому таскала будильник всегда с собой - мобилок ведь тогда не было! Водитель заволновался:

- Это что такое?
- Мина с часовым механизмом, - пошутила я.

Водитель как-то сник и замолк, когда мы приехали на вокзал, он наотрез отказался взять с меня плату за проезд, о которой мы условились ещё в аэропорту. Стоило мне выйти из машины, как он рванул с места со всей прыти. Спасибо ещё, что не бросил машину на полдороги и не оставил меня, как чеховского землемера, одну среди ночи в лесу.)))

Бакинский вокзал встретил меня неприветливо. Единственное, что мне удалось, так это позвонить своему попутчику и поблагодарить его. Ни позвонить во Львов или Грозный, ни дать телеграмму я не смогла - к моему удивлению, почта была уже закрыта.


          
          



Баку - Железнодорожный вокзал

Именно таким бакинский вокзал меня и встретил: светящимся в ночи.


          
          

Сунулась было в билетные кассы, но кассирша заявила, что поезд на Грозный будет только в 7.00 утра и билетов на него нет. На все мои попытки что-либо разузнать о возможности добраться до Грозного, она буркала что-то нечленораздельное по-азербайджански.
Я изучила расписание поездов и решила, дождавшись утра, пробовать сесть на любой поезд - все поезда в киевско-московском направлении шли через Грозный.

Выбрала пустую скамейку в зале ожидания и приземлилась.


          
          



Баку. Вокзал (интерьер) - Зал-ожидания
Фото начала 1930-х годов

Очень похоже на тот зал, в который попала я, только скамейки были обыкновенные без разделительных подлокотников. Фотография, судя по всему, приурочена к созданию в 1930 году "Союзпечати".


          
          

Публика в зале постоянно менялась, ближе к полуночи пассажиров становилось всё меньше, зато появились какие-то сомнительные персонажи, похожие на вокзальных воришек, шнырявшие глазами по сумкам ожидающих, и размалёванные девицы, пристающие к выпивающим мужикам. В такой обстановке я боялась уснуть, чтобы не лишиться паспорта и денег. И тут между рядами скамеек зашагал высокий парень азербайджанец в очках и джинсах, похожий на студента. Он сразу выхватил взглядом среди сидящих на лавочках меня. Видно, я совсем не вписывалась в эту тусовку. Подошёл и вежливо поинтересовался, чего это я здесь ожидаю: поезд или встречающих. Поведала ему свою одиссею, а он сказал, что сейчас будет поезд из Москвы, на котором приедет его мама, и она обязательно что-нибудь придумает. Действительно, он ушёл и вскоре вернулся с мамой - очень красивой и хорошо одетой женщиной лет 45. Она представилась и пригласила меня переночевать у них дома с тем, чтобы утром её сын проводил меня на поезд. Я поблагодарила, но ехать к ним категорически отказалась. Тогда она сказала, что сын сейчас донесёт её вещи до такси, а потом вернётся и посидит со мной на вокзале до утра, во избежание каких-либо неприятностей. Так оно и вышло. Парень оказался студентом мехмата университета и у нас нашлось много тем для разговора. Ближе к семи утра мы пошли в кассу и он взял мне билет, которого якобы не было.

- Кассирша видела, что ты не местная и, наверное, хотела, чтобы ты ей заплатила, - засмеялся он - а поскольку я говорю по-азербайджански, то меня ей провести не удалось.

Поезд отходил в 7.00, почта ещё не открылась и, естественно, встретить меня в Грозном никто не мог. В поезде я проспала почти всё время дороги и проснулась только от звонка своего верного будильника.
И вот выхожу я из здания вокзала в белых хлопчатобумажных брюках-клёш, белых же босоножках на шпильках, в сине-белой полосатой футболке с матросским воротником, белой бейсболке с золотым якорем посередине - привет с одесского Привоза, с синей спортивной сумкой через плечо и в чёрных очках.


          
          



Грозный. Здание вокзала со стороны железнодорожных путей





Грозный. Привокзальная площадь

На фотографии справа вид на здание вокзала со стороны Привокзальной площади. Правда, большая часть этого здания со входом и ступенями, к нему ведущими, осталась за кадром. Прям, как в анекдоте от армянского радио.)))

На вернисаже посетители рассматривают картину, на которой изображена только прямая горизонтальная линия, проходящая посередине полотна.

- Что здесь изображено, и как называется эта картина? - спрашивают они у экскурсовода.
- Картина называется "Карапет идёт на базар продавать корову", - отвечает экскурсовод.
- А где же Карапет?
- Он уже вышел из картины.
- А где корова?
- А она ещё не вошла.



image Click to view



Песня о Грозном
Оскар Фельцман на слова Нурдина Музаева
Видеоряд - советский Грозный и его жители (старые фотографии)


          
          

На грозненской привокзальной площади, как и перед аэропортом в Баку, машин много, но такси не просматриваются. Многие водители стоят около машин и грызут семечки - все, как один, чеченцы или ингуши, кто их разберёт. Завидев меня, они, как по команде, стали сигналить, свистеть и что-то выкрикивать. Человек пять из них бросились ко мне. Я так оторопела, что на минуту утратила дар речи и двигательные функции. И тут откуда-то сбоку появился мужчина около сорока лет, русский, помахал мне рукой:

- Наконец-то ты приехала!
- Э, куда без очереди?! - кричали водители.
- Спокойно, мужики! Это моя племянница.

Схватил меня за руку и потащил к своей "Волге", наверное, единственному настоящему такси на этой площади.

- Ты что, не понимаешь, что сейчас могло быть?! Тебя никто не встречает и по тебе сразу видно, что ты не грозненская - у нас в белых брюках никто по городу не разгуливает. У нас девчата вообще в брюках не ходят. Уволокли бы тебя в Чёрные горы и поминай, как звали. И откуда ты такая только взялась?
- Изо Львова...
- А у нас что делаешь?
- К дедушкам-бабушкам приехала...
- Ну, и где живут твои дедушки-бабушки?
- В Вишнёвом переулке...

Когда я расплачивалась с водителем, машине навстречу уже бежали дедушка и бабушка. Оказывается, соседки, сидевшие на лавочке перед домом, издали завидев такси, редкий гость на этой тихой одноэтажной улочке, усаженной вишнями, догадались, что это внучка Антоновны и Петровича приехала, ибо мои родные уже волновались, куда это я запропастилась.

- Гамарджоба, генацвале, почему телеграмму не дала?
- Гагимарджос, дедушка. Я сложно добиралась - через Баку. Не получилось дать телеграмму.
- И как это Нина - дочь дедушки Вани и по совместительству моя мама - тебя одну отпустила к этим ишакам карабахским?!

Так до сих пор я и не поняла, почему у моего грузинского дедушки Баку ассоциировался с карабахскими ишаками.)))


          
          



эссе, художники, живопись, СССР, Одесса, архитектура, история, песня

Previous post Next post
Up