Айседору Дункан много рисовали.
И её портреты, и её танцы босиком - в прозрачном хитоне.
Этой своей развевающейся прозрачностью она шокировала публику.
Но, чтоб шокироваться, публика валом валила на её представления, чтоб потом сказать - я её видел(а)...
Танец Айседоры Дункан. Хосе Клара, (Jose Clara, 1878-1958):
"Айседора Дункан. Портрет", 1908 год, Леон Бакст (1866-1924).
Айседоре в 1908 году исполнилось 30 лет, она молода, в расцвете творчества,
но портрет получился "тяжёлым", вряд ли такой портретный реализм ей нравился:
Айседора Дункан. Портрет, 1921 год, Ю.П. Анненков (1889-1974):
Айседора Дункан первый раз была в России ещё до революции в 1904 году.
Была знакома с прославленной Матильдой Кшесинской,
ходила на "Жизель" с Анной Павловой, очень хвалила балетную технику Павловой.
Потом приехала в 1921 году - по личному приглашению наркома Анатолия Луначарского -
чтобы открыть в молодой стране Советов школу танцев.
"Айседора Дункан", художник Абрам Валковиц (1878-1965), танец, 1920 год:
Ну и в 1921 году по приезде в страну Советов "залятая галява" (так она, познакомившись, называла Есенина) Есенин очаровал Дункан.
А босая танцовщица в струящихся хитонах заворожила народного поэта из крестьян.
Хотя злые языки (например, поэт Волошин) говорили, что Есенин женился не на Айседоре, а на её славе...
Наверное, в этом была своя доля правды (Айседора Дункан была старше Есенина на 17 лет)
Они поженились в мае 1922 года (для этого она даже стала советской гражданкой, получив советский паспорт)
и поехали в заграничное турне Айседоры Дункан.
И в Европе были, и в Америке.
И везде Есенин ностальгировал по родине, то есть бражничал и эпатировал публику.
Потому что понял, что стихи его никому там в буржуинстве не нужны.
Ну и поэтому не нравилось ему там!
Словом, домой вернулся в 1924 году, расставшись с Айседорой, заявив прямо - не люблю!
А дома ещё успел на внучке Льва Николаевича Толстого жениться до своей смерти в декабре 1925 года ...
Опять Бакст и его отнюдь не комплиментарный "Танец Айседоры":
Айседора Дункан. Вакханалия на музыку Р. Вагнера. Акварель Хосе Клара (Jose Clara, 1878-1958)
Строчка в названии - Пушкин, из "Евгения Онегина"-
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит...