Плохой хороший конец...

Jun 08, 2023 07:57

Фильм "Плохой хороший человек", снятый по чеховской повести "Дуэль" в 1973 году великолепен.
В этом году фильму 50 лет - дата!




Чехов написал повесть "Дуэль" в 1891 году.
Ему 31 год и все главные герои повести примерно его возраста.
Повествование получилось длинным и, на мой взгляд - довольно нудным.
Несмотря на то, что Чехов тут решил, похоже, внести свой вклад в русскую классическую литературу 19 века про "лишних людей".
И рассказать историю Лаевского (главный герой повести) - тоже дворянина и тоже "учёного малого" (филологический факультет университета).
И историю его отношений с зоологом фон Кореном.


 

Толстой кончил писать "Анну Каренину" в 1877 году -
то есть Чехов прочитал её в 17 лет и через 14 лет написал свою "Дуэль".
Начинается у него всё пародией на "Анну Каренину", у которой в принципе не может быть счастливого конца. Лев Николаевич задал тренд...
И кончается у Чехова дуэлью с пародийным счастливым концом: перерождением "лишнего человека" в человека труда и общественно значимую единицу.
Дуэль в повести есть, всё чин чином - с секундантами, с тягостными размышлениями в ночь перед дуэлью,
с дивным утром и сумятицей перед стрельбой.



" - Господа, кто помнит, как описано у Лермонтова? - спросил фон Корен смеясь.
  - У Тургенева также Базаров стрелялся с кем-то там..."
    "- К чему тут помнить? - сказал нетерпеливо Устимович (доктор), останавливаясь.
    Отмерьте расстояние - вот и всё.
      И он три раза шагнул, как бы показывая, как надо отмеривать..."

Итак, Лаевский уводит жену у мужа (в отличие от Толстого тут муж прописан слабо, просто есть муж).
Влюблённые сбегают на Кавказ: хотят трудиться на благо общества,
купить участок земли и развести виноградники.

У Лаевского любовь прошла (- а была ли?- сам задаётся вопросом), не прошло и 2-х лет,
а она начала изменять ему и того раньше.
Правда, он пока этого не знает, но всё равно уже почти ненавидит,
хочет бросить бывшую возлюбленную, да не знает, как дело обделать.



Лев Толстой проходит красной нитью, Лаевский сверяется с ним.
Стала не нравиться ему открытая шея у Надежды Фёдоровны и завитушки волос на затылке - вспомнил,
что Анне Карениной, когда она разлюбила мужа, не нравились прежде всего его уши.
"Как это верно! как это верно!" - говорит Лаевский





Лаевский сам признаётся, что он неврастеник и белоручка, к труду не способен,
а способен только разглагольствовать на тему, что он - Онегин своего времени вкупе с Печориным.
Плюс ещё "такой же нерешительный, как Гамлет", словом - "лишний человек", лишнее не бывает...



Зоолог фон Корен в суждениях конкретен и в убеждениях твёрд, хоть и занимается мягкотелыми медузами.
Терпеть не может Лаевского и настолько уверен, что Лаевский, да, лишний человек на этом свете,
что стал бы тот тонуть, он "палкой бы подтолкнул: тони, братец, тони..."



Взаимная ненависть прорвалась: дуэль.
Однако накануне дуэли все участники не один раз повторили "кончится ничем",
Лаевский, мол, выстрелит в воздух, а фон Корену (хоть и ненавидит) не хочется в тюрьму...

Так что никакого лермонтовского психологизма с такими вялыми героями в этой дуэли и быть не может.
Чехову остаётся только с удовольствием описывать утро (тут дань Лермонтову),
у Лермонтова золотой луч солнца, а фон Корен восхищён двумя зелёными лучами...

И не просто так фон Корен вспоминает перед началом "Базаров с кем-то стрелялся".
Потому что и в той дуэли у Тургенева в романе как началось нелепым вызовом,
так и кончилось фарсом с выпадением в осадок обморок "крутого дуэлянта" Павла Петровича Кирсанова.

Однако даже после такой "дуэли" Лаевский вдруг переродился, "скрутил себя" - по выражению фон Корена.
Обвенчался с Надеждой Фёдоровной, благо её муж (как раз незадолго до дуэли) умер от размягчения мозга.
А куда же вдруг делась ненависть? да ещё и про измены узнал...



Стал работать с бумагами с утра до вечера, чтоб долги выплатить,
хотя мало что из его работы получается, "живёт хуже нищего"...
А уж в семейной жизни... Где та живая Надежда Фёдоровна, почему у неё тоска смертная на пока ещё красивом лице?



Словом, "Как они оба жалки!" - подвёл черту под их теперешней жизнью фон Корен, зайдя попрощаться перед отъездом.

Ну и зачем, спрашивается, Чехов сделал такой натужный конец? Решил дать шанс дворянским белоручкам?
А вот через 10 лет в "Трёх сёстрах" (1901 год) Чехов тоже кончит дуэлью.
Что называется - за кадром, без всяких описаний лучей и нытья типа "что день грядущий мне готовит".
И на той дуэли штабс-капитан Солёный запросто убьёт барона Тузенбаха.
И не потому, что барон "ни дня не работал", и даже не потому, что Ирина предпочла Тузенбаха
(хотя формально - потому), а просто - захотел, убил, глубокую личную неприязнь испытывал...
И в "Вишнёвом саде" через три года Чехов поставит увесистый крест на могилке "милых белоручек"...

Иллюстрации к посту - кадры из фильма "Плохой хороший человек" (1973 год, по повести Чехова "Дуэль")
Лаевский - Олег Даль, фон Корен - Владимир Высоцкий,
Надежда Фёдоровна - Людмила Максакова, Самойленко - Анатолий Папанов

p.s.   А у Лермонтова Печорин стрелялся с Грушницким на 6 шагах!
Это очень жёсткое условие, да ещё площадка была выбрана над пропастью.
Чтобы даже в случае ранения дуэлянт упал бы в пропасть и разбился.
    А Базаров - с Павлом Петровичем Кирсановым - на 10 шагах
("мы на это расстояние ненавидим друг друга" - иронизировал Базаров, обалдевший от вызова на дуэль по причине "я вас ненавижу")
Согласились, что можно и на 8-ми шагах.
Правда, утром в день дуэли, Базаров, отмерив 8 шагов, накинул с согласия Кирсанова ещё два...

кино, эссе, актёры, литература, Чехов

Previous post Next post
Up