Платья для сказочной Королевы

Apr 20, 2022 16:04



Что такое фильм-сказка? Помимо сказочного сюжета? Это прекрасная возможность нарядить героев в фантастические, а иногда фантастически- прекрасные костюмы. «Действительно, как из сказки»,- вздыхают потом зрительницы, - «мне бы такое платье!» А и верно - какое «такое»? Платье главной героини, надо полагать? Вовсе не обязательно!




Если это настоящая сказочная героиня, то почти всю сказку, и, соответственно, почти весь фильм она будет проходить через всевозможные Испытания, которые вовсе не предусматривают роскошных нарядов, скорее, наоборот. И только в финале, если она, наконец, обретёт счастье, то вместе с ним обретёт и подходящее случаю платье.




Нет, ей может повезти, и она будет принцессой, которую не выгонят из замка, не отдадут замуж за первого встречного, и не отошлют в соседнее королевство, где по пути её подменит ловкая коварная служанка. Но тогда героине разве что остаётся заснуть на сто лет, что опять-таки лишит её возможности блистать (не говоря уж о том, что в счастливом финале она появится в платье, в котором проспала целый век).



Тогда чьи же наряды будем рассматривать? Конечно же, Главных Злодеек! Злые королевы, злые мачехи, которые тоже, заметим, зачастую бывают королевами, злые феи… Только, пожалуйста, не злые ведьмы - они, как правило, ходят в лохмотьях (и правильно - кто их увидит, в лесной хижине-то?) Вот они в течение целой сказки должны вызывать трепет, привлекать к себе внимание, а, следовательно, быть эффектными дамами. И уж тут художнику по костюмам - раздолье!



К тому же сказка позволяет то, что не позволит, например, исторический фильм - проявить свою фантазию. Впрочем, ничто не ново под луной, и вдохновение мы всё равно черпаем в костюмах предыдущих эпох. К тому же действие сказок, как известно, происходит «давным-давно», так что обратиться к этим эпохам и обыграть их - решение, которое напрашивается само собой. Главное - как обыграть…



В очередной экранизации истории Белоснежки злая мачеха в исполнении Джулии Робертс - истинная королева. Самые яркие и эффектные платья, разумеется, у Её Величества Клементианны! И самое запоминающееся, наверное, красное. О, тут художник по костюмам изящнейшим образом соединил два века, XVI и XVIII, добавив немного XIX, создав тем самым сногсшибательный коктейль.



Лиф платья плотно облегает фигуру, подчёркивая все изгибы бюста - то, что кажется нам само собой разумеющимся, вошло в моду не так и давно. В течение нескольких веков, когда корсет был неотъемлемой частью костюма дамы из общества, он сдавливал грудь - либо она становилась совсем
плоской, либо позволяла себе возвышаться - но над корсетом, в вырезе платья. И только в XIX веке дамские корсеты стали предусматривать место для груди.



Но в остальном лиф королевского платья явно намекает нам, что вдохновлён он нарядами другого века. XVI. Века, когда рукава мужских и женских костюмов могли быть украшены у плеча небольшими валиками - переродившимися буфами. Века, когда глубокие вырезы, чаще всего в форме каре, на дамских платьях закрывали либо рубашки, либо специальные вставки. Века, в конце которого появились высокие стоячие кружевные воротники.



А вот длинные красные рукава, плотно облегающие руку вверху и расширяющиеся книзу, напоминают об Англии первой трети XVI века, когда в моде были очень характерные «рукава-воронки». Правда, на рукавах кино-платья нет отворотов, да и выглядывают из-под них пышные кружевные манжеты, напоминающие совсем о другом веке, галантном XVIII.



Напоминает о нём и роскошная широкая юбка - под ней явно спрятаны фижмы, особая конструкция для поддерживания платья. Широкие по бокам, но плоские спереди и сзади юбки придворных нарядов XVIII века требовали широких дворцовых дверей… Не поворачиваться же даме боком!



А павлиньи перья? О, отличный знак того, что королева эта самовлюблённая, как павлин! Другой наряд Клементианны, не столь эффектный, зато более женственно-нежный, напоминает опять-таки о XVI веке, но на этот раз об Италии - именно там очень любили сочетание узкого выреза и стоячего воротника из рюшей. Да и растительные узоры, и цвет шёлка - вполне в духе эпохи!



А вот эпизод, который демонстрирует нам королеву в процессе разблаче.. облаче… одевания (да, нас допустили туда, куда всякий придворный счёл бы за честь попасть!) - рубашка, панталончики, корсет и… кринолин.



Когда дамские юбки в середине XIX века становились пышнее и пышнее, и, соответственно, всё тяжелее, на выручку им пришла конструкция из ткани и обручей, «механический кринолин». Вам кажется, всё так просто? О, нет! Ведь в нём надо было и двигаться, и сидеть… Появились сотни разнообразных моделей. Надо полагать, у этой королевы - всё самое лучшее. В том числе и модель кринолина.



И нельзя не признать - художник по костюмам проделал блестящую работу! И пусть то из-под кринолина покажутся туфельки мюли без задников, бывшие в моде за сто лет до его изобретения, то под воротником-жерновом, который носили в конце XVI (а кое-где - и в начале XVII) века вдруг окажется вырез с кружевной вставкой, напоминающий, скорее, о конце XIX - всё это красивая сознательная игра с эпохами.



Можно сказать, постмодернизм. Ну а те, кто её не оценит, всё равно скажут: «Вот это да-а…»



Роскошный и жестокий XVI век обыграли и в наряде Красной королевы в недавней экранизации истории Алисы в Стране чудес. Режиссёр Тим Бёртон, актриса Хелена Бонем Картер и художник по костюмам
Колин Этвуд, безумно (как Безумный Шляпник) талантливые люди, создали незабываемый образ. Яркая, как цвет масти, который она воплощает, капризная, как Фортуна - особенно в картах, и вульгарная, как комната в казино, королева, тем не менее, остаётся Королевой.



В истории Англии была одна похожая… Набеленное лицо, красно-рыжий высокий парик - узнаёте? Её Величество Елизавета I.



Жёсткий, делающий фигуру плоской, корсаж с длинным мысом, буфы у плеча, узкий белый воротник, отделка (да, даже полоски на корсаже) - и Елизавета, и Мария Стюарт, и множество других дам того века увидели бы в наряде королевы Червей что-то знакомое.



Кстати, российская императрица Елизавета Петровна хотела быть самой модной дамой при собственном дворе - ей самой первой представляли новейшие товары из Парижа, ткани и украшения. Ослушниц, которые осмеливались блистать «вперёд государыни», ожидало наказание. Но что такое пара пощёчин! Могла бы, как Красная королева, заявить: «Off with her head! Отрубите ей голову!» Так что нашим дамам ещё повезло…



А вот жертвам Королевы зеркал из фильма «Братья Гримм» повезло меньше. Чтобы сохранять иллюзию красоты и молодости, ей нужна кровь юных девиц - совсем как легендарной Кровавой графине Эржибет (Елизавете) Батори, которую сейчас, правда, склонны оправдывать (но это уже совсем другая
история и другой фильм - заметим, тоже с прекрасными псевдоисторическими костюмами). Зеркальная королева, как и Красная, предстаёт перед нами только в одном наряде, но зато каком!..



Её платье с облегающим лифом и струящимся подолом и рукавами отчётливо напоминает портреты средневековых красавиц кисти прерафаэлитов. Правда, их платья, в свою очередь, лишь отдалённо напоминают то, что носили в, скажем, XII веке. Тогдашние «блио» были куда более простого кроя, и
сажались по фигуре за счёт шнуровок на боках, стягивавших ткань в мелкие складочки. Вот если смотреть издали, да ещё прищурившись… тогда похоже, да. Зато пояс, который обёрнут вокруг талии два раза, уже ближе к реальной истории - его носили похожим образом.



Рукав вверху отделён от корсажа - а вот это уже напоминает об эпохе Ренессанса. Считается, что поначалу рукава стали разрезать в местах наибольшего натяжения - у плеча и у локтя - чтобы дать свободу рукам, а уже потом решили, что такие разрезы могут одежду и украсить, ведь они давали
возможность продемонстрировать тончайшую ткань белья…



Нижняя часть длинной косы упрятана в чехол - золотую сетку, усаженную драгоценными камнями. Почти как у какой-нибудь юной флорентийки пятьсот лет назад...



Разукрашенный вышивкой и жемчугом кроваво-красный бархат платья тоже навевает мысли о Ренессансе, а вот головной убор…



О, привет вам, эпоха «высокой готики» и прекрасные дамы Великого герцогства Бургундского (а также те, кто стремился им подражать)!



Словом, псевдо- средневековье и псевдо-ренессанс слились, чтобы создать этот великолепный наряд. Он сразил наповал гораздо больше юных дев, чем нужно было королеве (всего-то двенадцать! а поклонниц - тысячи!), и вызвал множество подражаний, но... Но чтобы не затеряться среди роскоши ткани и отделки, нужно обладать роскошью совсем уж недоступной - яркой красотой актрисы Моники Белуччи, которая считается одной из самых прекрасных женщин в мире. Убийственная - а в этой истории в совершенно прямом смысле - красота.



Итак, что вы выберете? Нежный, как зефир, наряд героини... Или же броские наряды той, кто строит ей козни? А заодно и глазки героям!

Автор - Марьяна Скуратовская, историк моды.



Белоснежка: Месть гномов, США (2012)
Режиссёр - Тарсем Сингх

В главных ролях:

Лили Коллинз - Белоснежка, дочь короля, жена принца Элкота
Джулия Робертс - злая королева Клементианна, мачеха Белоснежки
Арми Хаммер - Эндрю Элкотт, муж Белоснежки, принц Валенсии
Шон Бин - король, отец Белоснежки, муж Клементианны

Костюмы для фильма разработала японский дизайнер, обладательница премии «Оскар» Эйко Исиока

сказки, кино, дизайнеры, мода, США, дизайн

Previous post Next post
Up