Ренуар. Возрождение рококо. Импрессионизм и французское искусство XVIII века

Apr 17, 2022 20:23




Foto: Städel Museum. Norbert Miguletz

Выставка (2 марта - 19 июня 2022 года) во франкфуртском музее Штеделя посвящена одному из выдающихся художников французского импрессионизма Пьеру-Огюсту Ренуару (1841-1919) и его увлечению стилем рококо. На выставке представлено около 120 произведений из многих музеев мира: Национальной галереи в Вашингтоне, Музея Орсе в Париже, Национальной галереи в Лондоне, Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, Музея Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, а также из частных коллекций. На эту выставку мы тоже не попадём, поэтому предлагаю вашему вниманию краткий обзор по материалам сайта Штеделевского художественного института во Франкфурте-на-Майне.



Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

Конечно, Пьер-Огюст Ренуар известен нам прежде всего как великий импрессионист и представитель нового стиля живописи, изменившего искусство. Выставка же в Штеделевском институте показывает искусство художника так, как раньше никто не рассматривал его картины - через призму живописи рококо.



Аристид Майоль. Портрет Огюста Ренуара, 1906/07. Бронза. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

После Французской революции изящное и безмятежное искусство рококо считалось легкомысленным и аморальным, но постепенно вновь стало популярным. С середины 1800-х годов волна национализма захлестнула европейские государства. Во Франции это означало повышенное внимание к периоду абсолютной монархии, предшествовавшему Французской революции (1789). В это время Франция считалась законодательницей мод в культуре, устанавливая стандарты для всей Европы и так называемого "Нового Света". Формы рококо (обилие золота, плавные линии, ощущение роскоши и элегантности) вновь проявились во французской мебели, моде и декоративно-прикладном искусстве.



Foto: Städel Museum. Norbert Miguletz

Живопись рококо была чрезвычайно популярна при жизни Ренуара, а стиль рококо был возведен чуть ли не в статус национального стиля. Считалось, что его формы и цвета были идеальным выражением "французской души". "Возрождению рококо" способствовали и влиятельные французские писатели и мыслители, такие как Эдмон и Жюль де Гонкур. Они почитали Антуана Ватто, Франсуа Буше и Жана-Оноре Фрагонара - трех художников рококо, до сих пор наиболее известных представителей стиля.



Foto: Städel Museum. Norbert Miguletz

Ренуар оказался в самом центре этого увлечения рококо. В 1854 году, в возрасте всего тринадцати лет, он стал учеником художника по фарфору на парижской мануфактуре Lévy-Frères et Compagnie. Вазы, тарелки, подсвечники - Ренуар написал множество фарфоровых изделий в стиле рококо. Он разделял пристрастие рококо к прогулкам в парке и на берегу реки, моментам отдыха на природе и вечеринкам в саду. Ренуар часто изображал домашние сцены и семейную жизнь, а также купание, чтение или сочинение музыки, светские события,  воплощая радость жизни в своих картинах.



Пьер Огюст Ренуар. Лягушатник, 1869. Холст, масло. Национальный музей Швеции, Стокгольм



Пьер-Огюст Ренуар. Женщина с веером, ок. 1879 г. Художественный институт Кларка, Уильямстаун



Пьер-Огюст Ренуар. После обеда, 1879. Холст, масло. Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне



Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Виктор Шоке, 1875. Холст, масло. Государственная галерея Штутгарта



Пьер-Огюст Ренуар. Розовое и голубое. Девушки из Кахен д'Анверс, 1881. Художественный музей Сан-Паулу



Огюст-Пьер Ренуар. Дочери Поля Дюран-Рюэля. Мари-Тереза и Жанна, 1882. Холст, масло. Художественный музей Крайслера, Норфолк, Вирджиния

В середине XIX века такие художники, как Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега и Берта Моризо, разработали новый стиль живописи.



Эдгар Дега. Музыканты в оркестре, 1872. Холст, масло. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне



Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце, 1872. Холст, масло. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Характерная для импрессионистов манера письма бросается в глаза и в "Прогулке" Ренуара. Художник передает атмосферу летнего дня и романтического свидания. Галантным жестом мужчина отводит ветку, чтобы пропустить женщину. Картина Ренуара 1870 года похожа на крупный план работы в стиле рококо.



Пьер-Огюст Ренуар. Прогулка, 1870. Холст, масло. Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

Ренуар, возможно, вдохновлялся искусством рококо, когда писал "Гребцов в Шату". Прогулка с друзьями на природе - идеальное место, не омраченное современной жизнью. Только грузовая баржа на заднем плане напоминает о реальности индустриальной эпохи. Ренуар изображает полдень, вырванный из страниц его собственной жизни. Мы видим его брата Эдмона, его будущую жену Алин Шариго и художника Гюстава Кайботта на берегу Сены в Шату - любимом месте недалеко от суеты Парижа. Живые мазки импрессионистов придают картине воздушное веселье.



Пьер-Огюст Ренуар. Гребцы в Шату, 1879. Холст, масло. Национальная художественная галерея, Вашингтон

Художник в стиле рококо Антуан Ватто (1648-1721) рисовал аналогичный мотив в нескольких версиях "Отплытия на Киферу". Общим для этих картин является то, что они передают мимолетное впечатление, в котором происходящее действие менее важно, чем жесты и атмосфера сцены. На заднем плане - легендарный остров Кифера.



Антуан Ватто. Отплытие на Киферу, ок. 1709-10. Холст, масло. Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне

Непринужденные, ищущие удовольствий молодые люди наслаждаются обществом друг друга на свежем воздухе. Многие картины Ренуара перекликаются с центральной темой искусства рококо - пары на природе, эротические сцены.



Жан-Антуан Ватто. Отплытие с Киферы, 1717. Холст, масло. Лувр

На картине Ватто изображена сцена, которую легко можно было наблюдать в XVIII веке в увеселительных дворцах и прекрасных парках европейской знати. И все же картина передает больше, чем действительность. Согласно древней мифологии, Венера - богиня любви, родилась из волн и сошла на берег на острове Кифера. В эпоху рококо Кифера также была связана с идеей блаженного существования. Аристократия часто любила помечтать о свободной любви, без ограничений ранга и в гармонии с природой. Луврская версия картины Антуана Ватто послужила источником вдохновения для "Прогулки" Ренуара.



Фрагмент

Легкость, жизнерадостность и игривое взаимодействие между мужчиной и женщиной: как и художники рококо, Ренуар был очарован качелями.



Жан Оноре Фрагонар. Качели. ок. 1767. Холст, Масло. Собрание Уоллеса, Лондон

Картина Ренуара "Качели" несет в себе отголоски мотива рококо, но, тем не менее, является картиной XIX века. Главные герои - парижские друзья Ренуара: актриса Жанна Самари, брат Ренуара Эдмон и художник Норбер Генетт.  Ренуар намекает на любовный треугольник - смелая тема в эпоху моральной скромности.



Пьер-Огюст Ренуар. Качели, 1876. Холст, масло. Musée d’Orsay, Paris

Картина Жана-Батиста Патера - художника "галантных праздников" или "брачных вечеринок", в музее Штеделя является типичным образцом французского стиля рококо. Гости катаются на качелях, играют или болтают, никто и ничто не нарушает гармонию.



Жан-Батист Патер. Сельский праздник, ок. 1725-1735. Холст, масло. Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне

Помимо радостей столицы, Ренуар часто обращался к сценам отдыха и счастья в сельской местности.



Огюст Ренуар. Моне в его саду в Аржантее, 1873 г. Холст, масло. Художественный музей Уодсворта Атенеум, Хартфорд, Коннектикут.



Пьер-Огюст Ренуар. Портрет мадам Клод Моне, ок. 1872-1874. Холст, масло. Лиссабон, Музей Калуста Гюльбенкяна



Пьер Огюст Ренуар. Прогулка в Булонском лесу, 1873. Гамбург, Кунстхалле



Pierre-Auguste Renoir. Woman in an Armchair, 1874. Detroit Institute of Arts



Pierre-Auguste Renoir. Bildnis von Madame Monet, um 1874. Öl auf Leinwand. The Clark Art Institute, Williamstown



Пьер-Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду, 1875. Холст, масло. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид



Пьер-Огюст Ренуар. Обед в ресторане Фурнез (Обед гребцов), 1875 г. Холст, масло. Художественный институт Чикаго



Пьер-Огюст Ренуар. Танец в Мулен де ла Галетт, 1875/76. Холст, масло. Копенгаген, Ordrupgaard



Пьер-Огюст Ренуар.  Женщина за фортепиано, 1875/76. Холст, масло. Чикаго, Художественный институт Чикаго



Пьер-Огюст Ренуар. В театре. Первый выезд, 1876-77. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

В поздние годы Ренуар варьировал несколько тем: купальщицы, портреты детей, сцены материнства,- всё что представлялось ему символами молодости, красоты и здоровья. В южном солнце Прованса, красоте женского тела, милых лицах детей воплотилась для Ренуара радость жизни - то, чему он посвятил своё искусство.



Пьер-Огюст Ренуар. Обнаженная женщина на фоне пейзажа, 1883. Холст, масло. Музей Оранжери



Франсуа Буше. Купание Дианы, 1742. Холст, масло. Лувр, Париж



Пьер Огюст Ренуар. Большие купальщицы, 1883-1885. Филадельфия, Музей искусств



Пьер-Огюст Ренуар. Холмы вокруг залива Мулен Юэ Гернси, 1883. Холст, масло. New York, The Metropolitan Museum of Art



Пьер-Огюст Ренуар. Экскурсант, ок. 1888 г. Холст, масло. Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр



Pierre-Auguste Renoir. Kind mit einem Apfel (Gabrielle, Jean Renoir und ein kleines Mädchen), um 1895/96. Pastell auf Papier. Madame Léone Cettolin Dauberville



Пьер Огюст Ренуар. Цветы в вазе, 1896-1898. Холст, масло. Музей Оранжери, Париж



Пьер-Огюст Ренуар. Сидящая купальщица, 1905. Холст, масло. Музей искусств Филадельфии



Пьер Огюст Ренуар. Лежащая обнажённая (Габриэль), 1906. Музей Оранжери, Париж



Pierre-Auguste Renoir. Jean als Jäger, 1910. Öl auf Leinwand. Los Angeles County Museum of Art



Pierre-Auguste Renoir. Madame Thurneyssen und ihre Tochter, 1910. Öl auf Leinwand. Buffalo, New York



Pierre-Auguste Renoir. Aline Renoir stillt ihr Baby, 1915. Öl auf Leinwand. Bern, Kunstmuseum Bern

Источники информации:
artinwords.de , renoir.staedelmuseum.de , de.wikipedia.org

Огюст Ренуар, выставка, импрессионизм

Previous post Next post
Up