Франц Ксавер Винтерхальтер - Императрица Евгения в окружении фрейлин - 1855 - Компьенский дворец
Франц Ксавер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter), (1805, Менценшванд, герцогство Шварцвальд Штирия - 1873, Франкфурт-на-Майне, Германская империя), - немецкий живописец и литограф, один из самых модных портретистов середины XIX века. Мастер светского и придворного портрета, создал единственную в своём роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы.
Франц Ксавер Винтерхальтер
Литографии и рисованию художник обучался во Фрайбурге на студии Карла Людвига Шулера. В 1823 году, когда ему было восемнадцать лет, при содействии промышленника барона фон Айхталь (von Eichtal) он уезжает в Мюнхен. В 1825 году удостаивается стипендии от великого герцога Баденского и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, чьи методы преподавания, однако, оказываются для молодого художника неудобными, и Винтерхальтеру удаётся найти другого более подходящего руководителя в светской портретной живописи - Йозефа Штилера. В эти годы Винтерхальтер зарабатывает на жизнь литографией.
Винтерхальтер впервые попал в придворные круги в 1828 году, поступив на службу учителем рисования Софии, графини Баденской, в Карлсруэ. Благоприятный случай заявить о себе далеко от Южной Германии представился художнику в 1832 году, когда у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833-1834).
На парижском Салоне 1838 года им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью. Затем он пишет портрет королевы Бельгии Луизы Марии Орлеанской с сыном. Возможно, благодаря этой картине о Винтерхальтере стало известно Марии Амалии Неаполитанской, королеве Франции, матери бельгийской королевы.
В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи - художник получил международную славу и покровительство царствующих особ.
В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.
Франц Ксавер Винтерхальтер, мастер светского и придворного портрета, создал единственную в своём роде галерею принцесс и аристократок практически всех стран Европы.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1864 год.
В те времена, когда о собственной фотосессии придворные дамы могли только мечтать, объектом вожделения каждой уважающей себя аристократки был красиво написанный портрет. Выгодно подчеркнуть достоинства и умело скрыть недостатки, передав все очарование дамы, было по силам далеко не каждому живописцу. Одним из тех, кому это мастерски удавалось, был Франц Ксавер Винтерхальтер, чьи полотна и по сей день восхищают неповторимой магией и красотой.
Принцесса Виктория, 1867 год.
Репродукции или оригиналы прекрасных портретов особ благородных кровей XIX века находятся в Эрмитаже и других известных музеях и галереях Европы. Их всех объединяет одно: отсутствие недостатков. Именно эта манера исполнения сделала Винтерхальтера самым востребованным придворным портретистом.
Королевские и аристократические семьи Англии, Франции, Бельгии, России старались заказывать свои портреты только у него.
Императрица Мария Александровна, 1857 год.
Несмотря на огромную популярность и востребованность, этот художник так и не был принят в элиту знаменитых живописцев своего времени.
Коллеги считали работы Винтерхальтера уж слишком слащавыми и намеренно приукрашивающими реальные лица и пропорции заказчиц.
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, 1857 год.
Оттачивая свое мастерство из года в год, Винтерхальтер мог идеально написать образ заказчицы, сгладив недостатки, но при этом сохранив невероятную схожесть с оригиналом. Он не оставлял без внимания и туалеты дам. Роскошь бархата, атласа, драгоценных камней - все это идеально передано на холсте.
Екатерина Браницкая, графиня Потоцкая, 1854 год
Франц Ксавер Винтерхальтер навсегда останется великим мастером парадного портрета. На сегодняшний день мастерство художника уже ни у кого не вызывает сомнений, а его умение правильно расставить акценты на достоинствах внешности и запечатлеть на полотне удивительную красоту может только восхищать.
Елизавета Баварская, королева Австрии и Венгрии, 1864 год.
Кармен Агуадо, герцогиня де Монморанси, 1860 год.
Александра, принцесса Уэльская, 1864 год.
Аделина Патти, 1863 год.
Графиня Ольга Шувалова, 1858 год.
Click to view
Работы Франса Ксавера Винтерхальтера