Опера Гарнье(Grand Opéra)

Feb 21, 2022 18:35


Прогулка IX округом Парижа.Часть 2/2 :
Опера Гарнье(Grand Opéra)
Театры мира




По завершению строительства театру присвоили название Национальная академия музыки. Открытие театра состоялось 15 января 1875 года. На церемонии присутствовали президент Мак-Магон, Шарль Гарнье с супругой и другие официальные и неофициальные лица.



"Зрители, миновавшие первые десять ступеней театра и портал, вступают в вестибюль, где их "встречают" скульптуры Люлли, Рамо, Глюка и Генделя".

Как дань эпохе просвещенья
И благородной простоте,
В своем скульптурном воплощеньи
На постаментах стоят те,
Чии волшебные клавиры,
Преобразив театра дух,
Подобно чистым звука лиры
Поныне наш ласкаю слух...





Следующие десять ступеней, выполненные из зеленого шведского мрамора, ведут ко второму вестибюлю, отведенному для распространителей билетов. Посетители, входящие в театр через павильон, предназначенный для прибывающих на экипажах, проходят через холл, где располагаются кассы театра. Перед тем, как попасть в амфитеатр, большее число посетителей проходит по просторному круговому вестибюлю, расположенному непосредственно под зрительным залом. Своды данной части здания поддерживаются шестнадцатью колоннами с канелюрами из юры, украшенными белыми капителями, образующими единую крытую галерею. Это место отведено для слуг, ждущих своих господ, и зрителей, ожидающих подачи экипажей".



Третий вход в театр, расположенный на удалении от остальных, является служебным. Эта же часть здания была отведена под личное пользование императора Наполеона и предполагала наличие в ней передней залы для охраны; гостиной для адъютантов; большой и малой гостиных для императрицы; гардеробной и других комнат.



Кроме того, близ входа в театр, должны были находиться стойла для трех карет и двадцати одной лошади эскорта; станция для отряда, состоящего из тридцати одного человека и десяти солдат почетной гвардии, и стойла для лошадей оных; сверх того, гостиная для пятнадцати или двадцати слуг. Таким образом, в данной части здания должны были разместиться около сотни человек, пятидесяти лошадей, и полдюжины экипажей. Падение императора внесло некоторые изменения, но, для экстренных случаев, по-прежнему, существует необходимый резерв".









Новаторский замысел, идеальные формы, и редкостная красота материалов, безусловно делают главную лестницу театра одной из его жемчужин. Перед посетителями, только что миновавшими холл, именуемый "subscribers' pavilion", предстает восхитительный вид: с этой точки виден свод, образуемый центральной частью лестничной площадки; она, и колонные ее поддерживающие, выполненные в эшейонском камне, украшены арабесками и богатым орнаментом; беломраморные ступени, и редкий красный мрамор балясин, удивительно сочетающиеся с розетками из зеленого мрамора, поддерживают балюстраду из оникса. Справа и слева от главной площадки, плавно изгибаясь, спускаются лестницы.
Отсюда же можно видеть этаж с первым рядом лож. Этаж украшают тридцать монолитных колонн, вырезанных из пиренейского мрамора, с беломраморными цоколями и капителями. На противоположных стенах располагаются пилястры из камней персикового и фиалкового цвета. Более пятидесяти блоков были извлечены из каменоломен, прежде чем были найдены тридцать идеальных монолитов".




Пройдя рядами анфилады
Парад великосветских мод
Вступает в стройные аркады:
Их строгим взорам предстает
Волшебный вид - ступени к залу,
Камней изысканный расцвет,
Что отбирали много лет
Со всего света мал-помалу..

"Парижский Оперный театр."

Главное фойе











Танцевальное фойе имеет особое значение для завсегдатаев Оперы. Это место куда, в соответствии с правилами, установленными в 1870-м году, между антрактами допускаются зрители, посещающие три спектакля в неделю по абонементам. Три гигантских зеркала занимают все пространство задней стены зала, освещаемого люстрой в сто семь светильников. Среди картин, двадцать овальных медальонов, на которых изображены двадцать самых знаменитых танцоров с момента появления во Франции оперы, и четыре панно кисти Буланже, изображающих "Военный Танец", "Сельский Танец", "Любовный Танец" и "Вакхический Танец".



























Танцовщицы, принимающие в этом зале поклонников, в то же время могут отшлифовывать свои па. Станок, для безопасности танцовщиц, отделан бархатом, полу придан наклон, соответствующий сценическим требованиям, что позволяет исполнителям готовиться к выступлению в максимально приближенных к спектаклю условиях. Певчий зал (singers' foyer), располагающийся на том же этаже, менее практичен, так как вокалисты редко покидают гримерные до момента их вызова на сцену. Этот зал украшают тридцать панно с портретами оперных артистов, снискавших всеобщее признание".



На стенах, росписью увитых,
Портреты именитых лиц:
Певцов, танцоров, танцовщиц,
Всему Парижу знаменитых...".

"Парижский Оперный театр."



"Дабы провести небольшой подсчет, достаточно прибыть в театр за час до начала представления и расположиться рядом с консьержкой: первыми прибывают плотники, которым всегда далеко за семьдесят. За ними следуют драпировщики и обойщики, в чьи обязанности входит расстилание ковров, вешание занавесей и пр.; газовщики, и бригада пожарных.



Следом прибывают клакеры, посыльные, бутафоры и реквизиторы, костюмеры, парикмахеры, статисты и, наконец, артисты. Статистов около сотни: некоторых нанимают сроком на год, но массовку, как правило, набирают в "последнюю" минуту. Обычно это простые рабочие, ищущие возможности дополнительного заработка. В театре около сотни хористов, и около восьмидесяти музыкантов".



"Среди прочих, в театре работают конюшие, чьи лошади поднимаются на сцену при помощи подъемных устройств; электрики, обслуживающие батареи, вырабатывающие электричество; гидравлики, ответственные за водные представления, как в балете Le Profeta; флористы, наряжающие сад Маргариты, и группа других рабочих сцены.



потолок зрительного зала росписи М.Шагала

Для персонала предусмотрены следующие помещения: восемьдесят гримерных для артистов, каждая из которых включает в себя небольшую переднюю, саму уборную и скромный гардероб; одна общая уборная для шестидесяти хористов; уборная для пятидесяти хористок; три общих уборных для тридцати четырех танцоров; четыре общие уборные для двадцати танцовщиц разного уровня; одна общая уборная на сто девяносто статистов и т. д."

"Парижский Оперный театр."



"Несколько цифр, взятых из статьи, могут дать представление о размерах и удобствах театра: "В здании 2531 дверь и 7593 ключа их отпирающих; строение отапливают 14 печей; если соединить все газовые трубы, то получится труба длиною в 25 километров; 9 резервуаров, и два накопителя, вмещают 84000 литров воды, распределяемой по 22829 трубам, диаметром от 60 до 120 см; 538 человек приписаны к местам их переодевания. За музыкантами закреплено фойе с сотней шкафов для хранения инструментов".



"Все окружающее вызывало изумление и восхищение. Гигантские лестницы и величественные холлы, невыразимых размеров фрески и громадные зеркала, золото и мрамор, атлас и бархат встречают вас на каждом шагу".



Повсюду гордое величье:
Картины, фрески, зеркала,
Колонны в мраморном обличьи,
Атлас и злато без числа...."

"Парижский Оперный театр."



Почти все действие романа Леру происходит в здании Гранд Опера. Гранд Фойе, Танцевальное Фойе, гримерные, колосники, подсобные помещения, подвалы, крыша... Зрительный зал, сцена, ложа номер пять - знаменитая ложа Призрака Оперы...




Машинерия под сценой.Harenberg Verlag, Dortmund



В сумраке возвышались восемь больших полированных колонн, которые казались волшебными столбами, попирающими угрожающе наклонившуюся, готовую рухнуть скалу, основанием которой служили круговые параллельные линии, образованные ложами первого, второго и третьего ярусов. Сверху, с самой вершины скалы, затерянной в медно-желтом небе господина Ленепве, вниз смотрели некие лица, которые гримасничали и ухмылялись, издеваясь над беспокойством Моншармена и Ришара. Впрочем, в обычное время это были серьезные лица.Они звались: Изида, Амфитрида, Геба,Флора, Пандора, Психея, Фетида, Помона, Дафна, Клития, Галатея, Аретуза. Да, сама Аретуза и Пандора, печально известная своим злополучным ящиком, взирали на новых директоров Оперы, которые в конце концов ухватились за какой-то обломок судна и оттуда молча уставились на ложу номер пять первого яруса.

Г. Леру.



C момента своего открытия театр стал одним из центров культурной жизни. В Гранд Опера ходили не только - и не столько - смотреть спектакли (а надо отметить, что в театре впервые были поставлены такие оперы как "Робер-Дьявол" и "Пророк" Мейербеера, "Жидовка" Галеви, вторая редакция "Фауста" Гуно и другие), сколько побывать в гримерных танцовщиц и певиц, прогуляться по Танцевальному Фойе, подняться по парадной лестнице. И раскланяться с такими же посетителями. Весь высший свет встречался на ступеньках театра, где, кстати говоря, проводили и балы, в том числе маскарадные.Из трех человек, попавших в "точку истории", только Шарль Гарнье смог увидеть счастливую и долгую жизнь своего проекта. И Наполеон Третий, и барон Осман умерли, не дожив до окончания строительства.




В 1989 году на площади Бастилии построили современное здание театра, рассчитанное на БОльшее, чем Гранд Опера, число мест. С тех пор оперные спектакли идут там, а балеты ставят в Гранд Опера. Однако дирекция, уступив многочисленным просьбам поклонников оперного искусства, разрешила постановку опер на подмостках Гранд Опера - с 1996 года там можно посмотреть в сезон один спектакль. Несколько лет назад в здании проводили реставрационные работы. На какое-то время театр был закрыт для посетителей, но сейчас его открыли снова.






В настоящий момент в Национальной академии музыки существует балетная школа, функционирует обширная библиотека и открыт небольшой музей.





Впрочем, инцидентами во время постройки не ограничилось. 20 мая 1896 года упал один из 700-килограммовых противовесов люстры. Погиб один человек. Люстра была выполнена по эскизу Гарнье, плафон был расписан в ренессансном стиле. Однако в 1966 Марк Шагал заново расписал потолок.





В подвальных помещениях театра располагался резервуар с водой. Вода требовалась, чтобы привести в действие машинерию сцены.





Под занавес нашей истории - несколько слухов, связанных с Призраком Оперы. Говорят, что под зданием Гранд Опера есть подземная речка или озеро, возможно, естественного происхождения. В начале прошлого века при закладке в тайник фонографических записей со сроком хранения в сто лет в подвалах обнаружили чей-то домик с замурованным входом. Сотрудники театра (включая библиотеку и музей) неохотно рассказывают о подвалах и очень не любят вопросов о Призраке. Говорят, скоро настанет время вскрывать тайник со старыми записями. Возможно, какие-то из тайн будут раскрыты и в следующем посте...






http://operaghost.ru//

Émile Campardon, L'Académie Royale de Musique au XVIIIe siècle : documents inédits découverts aux Archives nationales, Berger-Levrault et cie, Paris, 1884, (notice BnF no FRBNF31902203).
J.-G. Prod'homme, L’Opéra (1669-1925), Librairie Delagrave, 1925.
Jean Gourret, Histoire des salles de l'opéra de Paris, Trédaniel, Paris, 1985, 255 p.

Frédérique Jourdaa, À l'Opéra aujourd'hui : de Garnier à Bastille, Hachette Littérature, coll. « Vie quotidienne », Paris, 2004, 463 p. Solveig Serre, L'Opéra

Часть 1 здесь

Часть 2/1. здесь
Автор

интерьер, искусство, Франция, театр, архитектура, история

Previous post Next post
Up