Антон Шагин, исполнитель роли Кондратия Рылеева в "Союзе спасения" (2019 год) в одном интервью рассказывал про своего героя.
Мол, когда Рылеев попадал на свою любимую тему - любовь к Родине - у него загорались глаза каким-то неестественным блеском...
И тогда,мол, они с режиссёром решили, что играть Рылеева Антон Шагин будет в линзах...
Как замечательно, что у реального Рылеева были оба глаза (уха, руки, ноги)...
А то был бы один выбит, что же, пришлось бы - для соответствия образу - и актёру выбить?
Так и не посмотрела пока "Союз спасения".
2 года назад, когда фильм вышел, по ТВ крутили рекламные красивые картинки, снятые дроном.
Впечатляющие, ну прямо как в кино...
Но, на мой взгляд, в фильме про декабристов выстроенное по линеечке каре и чёрные ядра на искрящемся льду не самое главное.
Вряд ли в реальности такая красивая картинка - по линеечке - могла долго продержаться, всё же живые люди стояли.
С утра до вечера. Стояли и кричали "ура"!
Дмитрий Мережковский определил это как "стоячий бунт".
Поэтому и образовались вокруг толпы зевак, как только распространились слухи - на Сенатской "стоят".
Интересно же, чего они стоят? (так и сейчас толпа вокруг места съёмок).
Говорят, иностранцы, раскатывающие туда-сюда в каретах мимо Сенатской площади, удивлялись этому "стоячему бунту".
Давным-давно, когда на экраны вышел фильм "Звезда пленительного счастья" (1974),
редко кто не был очарован декабризмом (я была).
И главным героем из всех из них был для меня Рылеев в исполнении обожаемого Олега Янковского.
А блестели у него глаза неестественным блеском от любви к Родине или не блестели - это не имело ни-ка-ко-го значения.
Актёрское обаяние Олега Янковского сделало экранного Рылеева романтиком, тем более что и реальный был поэтом.
Приятелем Пушкина, создателем альманаха "Полярная звезда"
Кондратий Рылеев. Рисунок Пушкина, 1829 год:
А его ужасная казнь? Сорвался! Но всё равно второй раз потащили к петле!
Тайные общества в начале 19-го века наводнили Россию.
- Вы сами, государь, были бы членом тайного общества, будь вы поручиком 20-ти лет, -
так на допросе воскликнул красавец-декабрист Анненков, который хоть и состоял в Петербургском филиале "Южного общества",
но вся его вина по большей мере как раз и состояла в - А поговорить?
Выйдя на Сенатскую, декабристы, конечно, вышли далеко за рамки "поговорить".
Что у них из этого вышло, известно.
(Декабрист Каховский смертельно ранит выстрелом в спину М.А.Милорадовича, героя войны 1812 года)
Смерти они, похоже, не боялись.
Такой вывод можно сделать из их участия в смертельных дуэлях в 1824-1825г.г.
Писатель-историк Яков Гордин напишет об этом целую книгу "Дуэль как пролог мятежа".
Дуэли эти, как правило, были нешуточными, на жёстких условиях - смертельно опасными.
Тогда абсолютно непонятно их поведение после ареста.
Как они начали каяться и доносить на всех подряд, словно соревнуясь - кто больше назовёт имён.
И руководителей, и рядовых.
Из Мережковского - "Читая покаянные письма декабристов к Николаю I, не веришь глазам,
- это ли вчерашние мятежники, цареубийцы?
Революция сползает с них, как истлевшее лохмотье, открывая голое тело реакции"
Пушкинскую переписку (он в Михайловском, в ссылке), разумеется, вскрывали и читали все,
кому нужно было по роду службы читать "чужие письма"...
"Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда;
но я был в переписке со многими из заговорщиков.
Все возмутительные рукописи ходили под моим именем".
Рисунок Пушкина после 13 июля 1826 года,
"Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна".
И вот Пушкина за казённый счёт отправляют из Михайловского в Москву -
по личному распоряжению только что (22 августа 1826) коронованного Николая I
(казнь пятерых состоялась 13 июля 1826 года).
8 сентября Пушкин прибыл в Москву и в тот же день, прямо с дороги - в кремлёвском Чудовом дворце был представлен Николаю Павловичу.
Всё подробности этой встречи неизвестны до конца.
Но то, что Пушкин на этой встрече "милость к падшим призывал" это точно.
Например, к своему лицейскому другу Кюхельбекеру.
Который вполне мог стать шестым на этой виселице, потому что 14 декабря был активным участником мятежа:
пытался стрелять в великого князя Михаила Павловича и прославленного генерала Воинова. Всё - с осечкой.
Рисунок Пушкина "Кюхельбекер и Рылеев 14 декабря на Сенатской площади":
Мережковский предполагал, что пистолет вообще не был заряжен,
когда "долговязый, нелепый, похожий на большого вялого комара, русский немец Кюхельбекер, смешной и добрый Кюхля,
с незаряженным пистолетом, расхаживал по площади".
Пушкин с друзьями избрали тактику - говорить, что Кюхельбекер всегда был "с приветом",
лишь бы смягчить его участь.
Конечно, никакого смягчения приговоров в результате этой встречи не было, но Пушкин хотя бы попытался...
Рисунки Пушкина из книги Т.Г. Цявловской "Рисунки Пушкина", выпуск 1987 года
Кадры из фильмов из своб. источников Сети