Коломан Мозер. Танцовщица Лои Фуллер, 1910
Случайно на YouTube наткнулась на фильм 2016 года "Танцовщица" и благодаря ему узнала о реальной Лои Фуллер - знаменитой танцовщице, чьё имя не очень известно у нас, хотя многим хорошо знакомо имя её талантливой ученицы Айседоры Дункан. Обе стали предвестницами и изобретательницами танца-модерн.
Премьера фильма состоялась на 69-м Каннском кинофестивале, где он был номинирован за режиссёрский дебют Стефани ди Джусту на "Золотую камеру" и на "Квир-пальмовую ветвь", а также был представлен в номинации "Особый взгляд". Главные роли в картине исполнили Стефани Соколински, известная под псевдонимом Соко, и Лили-Роуз Депп, 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради.
Фильм не является достоверной биографией Лои Фуллер, это просто эмоциональный байопик о незаслуженно забытых страницах мирового искусства. Кроме того, это кино с очень красивым визуальным рядом, в нём тщательно воспроизведены удивительные платья и некоторые танцевальные номера Лои Фуллер.
Click to view
"Танцовщица" - первый фильм о Лои Фуллер, которая мечтала стать великой актрисой и покорить Америку. В 1887 году молодая танцовщица Мари-Луиза после смерти отца отправляется в Нью-Йорк, чтобы осуществить свою мечту и стать знаменитой актрисой. Во время одного из выступлений на сцене она путается в своем платье, но продолжает кружить в танце, и зрители становятся свидетелями зарождения танца-модерн.
Девушка уезжает в Париж и становится известной под именем Лои Фуллер. Ее шедевры и прежде всего танец "Серпантин" даже сейчас выглядят современно, а что уж говорить о зрителях на рубеже XIX и ХХ веков?
Как и Дункан, Фуллер находит своего благодарного зрителя в Европе.
Кто же такая на самом деле Лои Фуллер (1862-1928) - американка, ставшая одной из самых знаменитых танцовщиц Франции и навсегда поменявшая представления о современном танце. Она - легенда "Фоли-Бержер", героиня знаменитых афиш Belle Еpoque.
Афиша спектаклей в Фоли-Бержер: "Каждый вечер - Лой Фуллер".
Новатор, смело экспериментировавшая с костюмами, освещением, декорациями, люминесцентными красителями и разными спецэффектами, делавшими ее номера незабываемыми. Фуллер - автор около 200 патентов в области технических театральных новшеств, кроме того она член французского астрономического общества.
Лои Фуллер на сцене. Frederick Glasier, Portrait of Loie Fuller, 1902
История Фуллер началась в Чикаго, где она выступала как драматическая актриса травести-шоу. Уже в юности у Лои появилась тяга к танцам. Спустя несколько лет она стала одной из самых высокооплачиваемых танцовщиц мира. Лои Фуллер была музой братьев Люмьер, Родена и Тулуз-Лотрека, звездой известного в Париже кабаре, её "танец бабочки" показывали в Гранд-Опера. Ей восхищались Александр Дюма-сын и Анатоль Франс, Пьер и Мария Кюри.
Тулуз-Лотрек. Лои Фулер в Фоли-Бержер, 1892
Позже в своих выступлениях, сопровождавшихся классической музыкой Бетховена и Шопена, Фуллер показывала новый стиль свободного танца - резкие движения и взмахи руками, ниспадающие шелковые наряды и световые эффекты. Новаторский стиль хореографии девушки не раз критиковали, однако Лои Фуллер стояла на своём. По ее мнению, танец в первую очередь должен выражать чувства. Именно поэтому движения девушки под музыку не имели никакой схемы и порядка, каждый ее выход на сцену был импровизацией от начала до конца.
Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец "Серпантин". Костюм Лои Фуллер был оснащен крыльями, которые крепились к рукам удлиненным стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути, это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые представлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздем программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций.
Лои Фуллер не была красавицей, да и по балетным канонам была несколько полновата, но всё это не помешало ей стать музой для художников и скульпторов. Картины, статуи, фигуры, украшающие фасады домов в Париже и Санкт- Петербурге, даже предметы интерьера несут в себе образ танцовщицы. Она стала олицетворением стиля модерн, вдохновением для художников, которые, идеализируя ее, изображали чаще, чем любую другую женщину своего времени. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку.
Несмотря на широкую известность и большое число поклонников, личная жизнь танцовщицы не сложилась: она так и не вышла замуж, полностью посвятив себя творчеству. Фуллер написала книгу "Пятнадцать лет моей жизни". Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
American dancer Loie Fuller (1862-1928)
Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан, выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году Айседора создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития танца Фуллер - Дункан - Нижинский, "танцовщиков, раскрепостивших движение".
Источники информации и иллюстраций:
bazaar.ru;
Первые леди танца-модерн;
википедия