Английский художник Бёрн-Джонс и его картины

Feb 28, 2021 13:59



Снаряжение Персея, 1885, Городская галерея, Саутгемптон

Бёрн-Джонс Эдвард Коли (Burne-Jones Edward), (1833, Бирмингем - 1898, Лондон), - английский живописец исторического жанра, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового, проторенессансного и раннего ренессансного искусства, Эдвард Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV столетия.





Прикованная Андромеда, 1885, Частное собрание



Битва Персея с драконом, 1888 - Музей искусств, Штутгарт

Декоративно-изощренные композиции Эдварда Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты ("История Пигмалиона", 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; "Зеркало Венеры" 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; "История Персея" после 1875, Штутгарт, Городское собрание) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализации.

Картины художника 1880-х годов, помимо романтической направленности, ("Золотая лестница", 1876-1880, "Король Кофетуа и нищенка", 1880-1884, "Любовь среди руин", 1893, - все картины в Галерее Тейт, Лондон, Великобритания) отличаются гибким линейным ритмом и тяготением к орнаментальности.



Сад Гесперид, 1869-1873 - Кунстхалле, Гамбург



Пан и Психея, 1872-1874 - Музей Фогга, Гарвард



Зловещая голова, 1885 - Городская галерея, Саутгемптон

С 1853 года Берн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 1856 года посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти. Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело.

Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Берн-Джонс обновляет свою технику. В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.



Охотничьи угодья Купидона, 1885 - Частная коллекция



Последний сон короля Артура - Музей искусств, Понсе, Пуэрто-Рико



Зеркало Венеры, 1875 - Музей Галуста Гулбенкяна, Лиссабон



Колесо Фортуны - 1883, Музей Орсе, Париж



Король Кофетуа и нищая, 1884 - Галерея Тейт, Лондон



Древо прощения, 1881-1882 - Национальный музей, Ливерпуль

В 1864 году Эдуард Берн-Джонс избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 года. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны. Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии.



Благовещенье, 1876-1879 - Галерея Леди Левер, Порт-Санлайт



Спящая принцесса, 1870-1890 - Музей искусств, Понсе, Пуэрто-Рико

Художник Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищая девушка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами. В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году английский живописец избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Берна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.



Заколдованный лес, 1870-1890 - Музей искусств, Понсе, Пуэрто-Рико



Любовь среди руин, 1893 - Галерея Тейт, Лондон



Праздник Пелея, 1872-1881 - Галерея, Бирмингем



Мария Замбэко, 1870 - Частное собрание

Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Деятельность прерафаэлитов, в частности Морриса и Бёрн-Джонса, по возрождению английского декоративно-прикладного искусства имела очень большое значение.

Выполненные Берн-Джонсом, как талантливым мастером декоративно-прикладного искусства, для мастерских Уильяма Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративного характера способствовали возрождению английских художественных ремесел. Умер Эдвард Бёрн-Джонс в Лондоне 17 июня 1898 года.

живопись, Великобритания, прерафаэлиты, художники

Previous post Next post
Up