Эрте - классик Ар-деко

Sep 13, 2020 14:36



Эрте - один из самых успешных мастеров ХХ столетия в области моды, прикладной графики, театрального оформления, кинематографа, дизайна, скульптуры.
Ар-деко - художественный стиль, который царил в Европе и Америке после модерна, между двумя мировыми войнами. Причем царил в основном в промышленном дизайне - моде, украшениях, плакатах, фасадах, интерьерах, мебели. Вещи ар-деко предназначались хотя для повседневной, но роскошной и красивой жизни.

Роман Петрович Тыртов родился в Петербурге в 1892 году в семье потомственных морских офицеров. Отец - генерал-лейтенант флота, начальник Морского инженерного училища, дед - генерал-майор, военный моряк. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию. Но с раннего возраста мальчик не проявлял никакого интереса к военной службе, зато его интересовали театр и живописть. Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина. На 18-летние Роман Тыртов попросил единственный подарок - загранпаспорт и, с твёрдым намерением стать модельером, отправился в Париж, не рассчитывая на финансовую поддержку родителей, недовольных решением сына. В Париже РоманТыртов никого не знал, навыками академического рисунка обладал сомнительными, к тому же был стеснителен. Он устроился на работу рисовальщиком в доме мод "Каролин" - второразрядном салоне, откуда его через месяц с позором уволили. Возвращая эскизы, владелица заведения дала совет поскорее оставить затею стать художником. Тыртов от отчаяния собрал возвращённые рисунки и отправил их почтой самому известному парижскому модельеру тех лет - Полю Пуаре, чей модный дом в тот момент находился в самом зените славы. Пуаре ответил и предложил работу в своей компании.



Вскоре Тыртов уже разрабатывал костюмы, платья под маркой фирмы. Тогда и возникло артистическое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии. Молодой художник помогал Пуаре и в работе над спектаклями, на стилистику которых повлияли декорации и костюмы Бакста к дягилевским постановкам. Современники высоко оценили декорации и костюмы к первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена "Минарет". Среди актрис, занятых в спектакле, была экстравагантная танцовщица Мата Хари, костюмы для которой проектировал Эрте.





Эрте. Танцовщик и Мелисанда из серии "Театр"

В 1915 году Эрте заключил контракт с американским журналом Harper's Bazaar, январский номер которого вышел с нарисованной Эрте обложкой. На протяжении двадцати лет каждый месяц журнал выходил с графической цветной картинкой художника. Также он писал заметки о моде, вел светскую хронику, помещал рисунки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. Помимо этого Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции.





Вслед за журналами к Эрте обратились владельцы крупнейших нью-йоркских торговых фирм Генри Бендель и Б. Альтман и Компания с предложением о создании модных коллекций. В течение трех лет он создавал по две коллекции ежегодно, все дальше отходя от стилистики Пуаре: он придумал асимметричное декольте; его спортивного покроя мужские и женские костюмы обрели ту общность, которую позже назовут унисекс; в мужских костюмах он первым начал применять ткани, бывшие достоянием только женского гардероба, например, бархат.
Его чувство моды было уникальным.





Эрте. Симона, Силуэты 1925-1928, Вуаль

В годы войны на Лазурном берегу бурно кипела театральная жизнь, и талант Эрте оказался востребован. В 1922 году в Монте-Карло, где Эрте гостил у княгини Тенишевой, он познакомился с Сергеем Дягилевым, который предложил молодому художнику сотрудничать. Он оформил несколько танцевальных номеров для труппы великой балерины Анны Павловой ("Дивертисмент", "Времена года", "Гавот"), спектакли балетной труппы Монте-Карло. Он не раз делал сценографию для мюзик-холла "Фоли-Берже" и его главной звезды - знаменитой экзотической танцовщицы "шоколадной" Жозефины Бейкер, прославившейся своим нарядом из одной связки бананов, Лондонского оперного театра и парижской Гранд опера. Все постановки пользовались огромным успехом. Когда в 1923 году Эрте при помощи благотворительных организаций выписал из России своих родителей, его отец признался: "Ты был прав, отправившись в Париж!"



Костюм принца Шармана, 1921. Эскиз для балета "Спящая красавица" Русского балета Дягилева

В феврале 1925 года Эрте отправился в Голливуд для создания костюмов и сценографии для двух фильмов студии Метро-Голдвин-Майер (MGM). Контракт был продлен, и в качестве художника по костюмам Эрте работал для первых звёзд студии, лучших актрис немого кино. Он делал декорации и костюмы для наиболее известных лент тех дней: "Бен-Гур" Фреда Нибло, "Богема" Кинга Видора, "Безумие танца" Роберта Леонарда, "Мистика" Тода Браунинга. В 1925 году Эрте впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в отеле Мэдисон. В следующем году уже в Париже, в галерее Шарпантье, прошла выставка его работ, созданных в Америке. Впервые его произведения непосредственно с выставки были куплены для государственных коллекций.



Костюм, 1926. Эскиз для ревю "Триумф женщины", Нью-Йорк



Костюм, 1937. Эскиз для спектакля «Дело в шляпе». Театр «Сэвил», Лондон

После Второй мировой войны, во время которой Эрте жил в Париже, интерес к ар-деко стал постепенно угасать. Подобное искусство казалось вульгарным пережитком прошлого. Эрте продолжал время от времени оформлять театральные постановки, но заказов от журналов и торговых домов больше не поступало. Перелом случился в середине 1960-х годов вместе с появлением нового интереса к искусству ар-деко.
В 1966 году в Музее декоративного искусства в Париже прошла выставка "Год 25", посвященная юбилею знаменитой экспозиции 1925 года, а в Нью-Йорке отпраздновали 100-летие журнала Harper's Bazaar. Затем последовало знакомство с супругами Саломеей и Эриком Эсторик, владельцами галереи Гровнор, работавшей в Лондоне и Нью-Йорке, которые взялись вести дела Эрте. С тех пор и уже до самой смерти он снова активно работал, в том числе в новых жанрах скульптуры, литографии и шёлкографии, и активно выставляется по всему миру. В 1967 году перед вернисажем выставки художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170 выставленных работ были приобретены музеем Метрополитен. Это было признанием Эрте классиком искусства ХХ века, "гением ар-деко".



В 1967 году Эрте оформил спектакль для Всемирной выставки Экспо в Монреале. В 1970 году он начал сотрудничество со звездой парижской сцены Зизи Жанмер и балетмейстером Роланом Пети, с которыми создал несколько постановок. В 1970 году вышла в свет первая монография о художнике. Его 80-летие в 1972 году отмечалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Женеве. Журнал Vogue посвятил его юбилею специальный номер. Би-би-си сняло о нем программу, основой которой стало интервью с художником. В 1979 году Смитсоновский институт сформировал выставку, которая три года демонстрировалась в США, Канаде и Мексике.
Большой успех у публики имели тиражируемые печатные работы, литографии и шелкографии. Помимо новых произведений мастер воспроизводил композиции прошлых лет. Среди работ, созданных в это время, особенно выделяется серия "Алфавит", одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал ещё в 1927 году, а вот закончить сумел лишь спустя 40 лет, в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв Q и L. "Алфавит", напечатанный в 1977 году, стал самым известным циклом мастера.







Алфавит, 1927-1967. 26 рисунков



Цифры

Стиль Эрте - одновременно изысканный и вычурный, романтичный и экзотический. На рубеже 1980-х годов он увлекся скульптурой из металла и эффектными приёмами обработки поверхностей - полировкой, золочением, патинированием, использованием цветных лаков. Его последняя выставка называлась "Театр в бронзе".



Королевская фаворитка, Сирены



Китайская принцесса, Шехерезада, Джульетта



Волна



В 1983 году его достижения в искусстве были отмечены французским орденом Почетного легиона, однако большинство проектов в последнее десятилетие жизни Эрте связано с США. В 1989 году он работал над двумя постановками в Нью-Йорке. Поразительную творческую работоспособность Эрте сохранил до конца своей долгой жизни.



Цветущий зонтик. Шелкография. 80-е



Маскарад, 1987



Мадам Баттерфляй, 1989. Шелкография



Танец розы, Новогодний вечер. Шелкография. 1990

Последнюю свою постановку - Пасхальное шоу для Радио-Сити в Нью-Йорке, мастер увидеть не успел. Эрте скончался в возрасте 98 лет.



Роман Тыртов, фото в 18 и 97 лет

Источники информации
www.erte.ru, theatremuseum.ru, m.diary.ru

арт-деко, дизайнеры, дизайн, XX век

Previous post Next post
Up