По следам Леонардо да Винчи.

Jul 26, 2020 19:32


По следам Леонардо да Винчи.Милан





Лодовико и Леонардо

Лодовико Сфорца, правитель Милана, вспомнив в начале 1482 года о намерении своего покойного брата герцога Галеаццо Мария Сфорца поставить конную статую своего отца, знаменитого кондотьера, основателя династии, Франческо Сфорца, обратился во Флоренцию, слывшую источником талантов, в поисках подходящего художника. Лоренцо Медичи направил в Милан с посольством Леонардо да Винчи.
          Вазари рассказывает, что в дар Лодовико Сфорца, по прозванию Моро (моро - по итальянски - шелковичное дерево), Леонардо привез с собой «инструмент, который смастерил собственноручно, большей частью из серебра, в виде лошадиной головы, - вещь странную и новую, обладавшую гармонией большой силы и величайшей звучностью; этим он одержал верх над всеми музыкантами, сошедшимися туда для игры на лире



Узнав о столь удивительных дарованиях Леонардо, герцог до такой степени пленился его достоинствами, что прямо-таки невероятно»1. Леонардо был приглашен на работу к миланскому двору и в 1483 году он перебрался в Милан, захватив с собой двух своих учеников - Томазо Мазини, по прозванию Зороастро, и Аталанте Мильоротти, также бывшего превосходным музыкантом.Он выбрал Милан за его зажиточность, надеясь конструировать здесь оружие и военные машины для местной знати.



Дама с горностаем

К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.



Фрагмент рельефа на пьедестале памятника Леонардо Да Винчи на Пьяцца делла Скала / Shutterstock.com

В Милане Леонардо сразу попал в придворную среду. Первое время он, вероятно, принужден был держать себя очень осторожно и затратил немало усилий, чтобы приспособиться к совершенно новым условиям жизни в шумном придворном обществе блистательного тогда миланского двора. Вероятно, ему пришлось принимать немалое участие и в подготовке некоторых празднеств, для чего требовались его услуги как художника.




Конструкции сборно-разборных     мостов в рисунках Леонардо.
          Поэтому первое время по прибытии в Милан он не занимался делом, ради которого был приглашен. В том же 1483 году начались военные действия между Миланом и Венецией. Естественно, что Лодовико Сфорца не мог думать о художественных работах. Нужно было строить укрепления и вести войну. Положение Леонардо как художника сделалось шатким.



Идея танка у

Леонардо да Винчи.
          Возвращение во Флоренцию, из которой он уехал с почетом, нанесло бы урон его репутации и было немыслимо. Он должен был остаться в Милане. С этой целью он написал Лодовико Сфорца письмо, черновик которого сохранился. Он заявил, что готов принять участие в военных действиях, и предложил с этой целью некоторые свои изобретения. Повидимому, Леонардо убедился после неудач, испытанных им во Флоренции, что его техническое творчество не находит применения нигде, кроме военного дела.



Орнитоптер

Характерно, что и современник Леонардо - Франческо ди Джорджо Мартини, которого влекло к искусству, принужден был бросить его и заняться постройкой крепостей у герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро. Об этом он с горечью пишет во вступлении к своему трактату о гражданской и военной архитектуре.



Автоматическое огнестрельное оружие

Письмо Леонардо к Лодовико Сфорца свидетельствует о том, что он не оставлял технического творчества в последние годы жизни во Флоренции, но совершенствовал его неустанно, настолько решительно предлагает он новые конструкции сборных мостов и других приспособлений и орудий для наступательной войны; в том числе выдвигает он и идею «танка» .. Но очевидно также, что он не оставлял мысли и о художественных работах.




10 пункт его письма гласит:

«В мирное время, думаю, смогу не хуже всякого другого быть полезным в постройке общественных и частных зданий и в переброске воды из одного места в другое.          Я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой угодно заказ. И еще могу взять на себя работу над «Конем», которая принесет бессмертную славу и вечную честь блаженной памяти отцу вашему и светлейшему дому Сфорца.
          Если бы что-либо из перечисленных выше вещей показалось кому-нибудь невозможным или невыполнимым, я готов сделать опыт в вашем городе или в другом месте по указанию вашей светлости, почтительнейшим слугой которого я пребываю».
          Леонардо был зачислен в коллегию герцогских инженеров, где наряду с ним работал крупнейший архитектор того времени - Браманте.

=====



Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира.
Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.



Атлантический кодекс (Codex Atlanticus), собрание рисунков и рукописей Леонардо да Винчи

Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане. Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера - фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в  огородв Леонардо.Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем - в Амброзианскую картинную галерею. Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр - Навильо Гранде (Большой канал).

Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала



Памятник Леонардо да Винчи/ Shutterstock.com

Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.
Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)

Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи. Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие. Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.



Санта-Мария-делле-Грацие



«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.



«Тайная вечеря» © Wikimedia Commons

«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.
Палаццо делле Стеллине

Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, - красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.



Внутренний двор Палаццо-делле-Стеллине

Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е. «звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс. квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.
Замок Сфорца

Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.



Замок Сфорца

Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.





Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».
Амброзианская пинакотека



В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).
По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.
В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.
Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи

Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.



Внутренний двор в монастыре Сан-Витторе-аль-Корпо, где находится музей

Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.
Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.
Конка делл’Инкороната

Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.



«Створки да Винчи»

Их называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.
Конь Леонардо да Винчи

Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома. Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире. Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.



Конь Леонардо при входе на ипподром

Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города. Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.
Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.



Королевская библиотека в Турине. Штудии Леонардо да Винчи

https://new-science.ru/10-udivitelnyh-izobretenij-leonardo-da-vinchi/

https://latuaitalia.ru/art/milan-po-sledam-leonardo-da-vinchi/

Исток

искусство, Леонардо да Винчи, история, Италия

Previous post Next post
Up