Отхожу от кармических люлей, продолжаю мучить рыцарей. Тем более что темка благодатная попалась, курьезная. Отчего же не полязгать на досуге? До того, как снискать золотые шпоры, славу и добычу (женское внимание - приятный, но не обязательный бонус) в бою или на турнире, рыцарь должен был поистине пройти огонь, воду и стальные медные трубы.
Причем тренировки, когда в недоросля чуть ли не каждодневно вколачивали передовую на тот момент систему боя, еще полбеды. С юных лет вояка приучался таскать на себе несколько десятков кило стали, а также кожаный либо полотняный поддоспешник, тоже сколько-то весящий. Латные комплексы "на вырост" были, наверное, сущим разорением для знатных папаш, которым и свой-то доспех обходился недешево. А отпрыск за время своего ученичества влет перерастал два-три (а то и больше) таких костюмчика.
[Лыцарские трудности, статуты и прочая потеха] Способ приготовления более-менее заслуженной боевой "консервы" включал в себя и такие изощренные пытки, как снятие мерок для изготовления доспеха, его подгонка по фигуре, дополнительные заботы портного-оружейника о подкладке лат. Отдельными статьями расходов шли декорирование доспеха, иногда в ущерб техническим параметрам, и оснащение поддоспешником. Специально не затрагиваю очень интересную тему испытания доспехов, особенно с применением огнестрела. Лишь замечу, что тестировали полуготовые латы, а следы от пуль впоследствии превращали в сердцевины цветов на чеканке либо другой элемент декора. Как-то раз во время испытания в аркебузу переложили пороха, что превратило почти готовую кирасу в ошметки стальных полос. Что ж, издержки колесцовых видов оружия... Изготовление доспеха на заказ, а значит, снятие мерок светили весьма титулованным особам. Впрочем, им не приходилось слишком перетруждаться: часто латы для них создавали оружейники других стран по личному заказу государя. Тогда мастеру отправляли с нарочным кирасу, полный доспех, камзолы либо чулки того, кому предназначался в дар латный комплекс. Все остальные обходились так называемым "серийным производством", и тогда готовый доспех мог быть несколько велик счастливому владельцу, а шлем - сползать ему на лоб всякий раз, как латник откидывал голову назад. В ношении доспеха также крылась масса "подводных камней": например, металлические пластинки и детали комплекса, украшенные рельефным рисунком, не прилегали друг к другу полностью, образуя цельную отражающую поверхность удара. Расходясь под разными углами, они предоставляли противнику прекрасную возможность зацепить их кончиком копья или краем лезвия меча. Замечательные образчики украшательского маразма - имитация в металле модной одежды того времени со всеми ее складками, буфами, прорезями, а также изображение гравировкой на цельном доспехе отдельных его частей и ложные заклепки.
"Чудо" оружейной мысли начала XVI века - "Гравированный доспех" Генриха VIII, сработанный Конрадом Зойзенхофером.
Эта кастрюля с дополнительно усиленной изнутри смотровой щелью зовется "шлемом Бэрендайна". Толкиен, привет!
Носить тяжеленные шлемы (до 10 кг) было нереально без какой-никакой дополнительной защиты головы. Подшлемники XIII-XIV веков позже превратились в довольно кокетливые шапочки, простеганные ватой, под названием "батват".
Еще позже пехотинцы Ее Величества Елизаветы таскали шотландские шапки поверх шлемов-саладов. В доспехах, преподнесенных принцу Генриху в 1608 году принцем же де Жуанвилем, пластины кованого ботинка, солерета, перекрывали друг друга так, что это сильно затрудняло ходьбу (вариант 3).
Мало того, что рыцарь был закован в броню от макушки до пят: ему приходилось также щеголять в камзолах, подбитых ватой, и штанах-кюлотах, укрепленных тонкими стальными пластинами. Очень позабавили меня валики для талии, умощаемые под доспех, чтоб уменьшить давление кирасы на плечи, а также стеганые чулки в списке походного снаряжения графа Нортумберлендского (1513 год). К тому же иногда рыцарю приходилось облачаться в доспех, не сходя с лошади, что требовало большой ловкости как от них, так и от их подручных-сквайров. Это случалось не только в бою, но и на турнире. Тогда противоположных концах ристалища ставили небольшие подмостки, рассчитанные на двух-трех человек: всадника, оружейника, который наряжал рыцаря в доспехи, а также помощника ремесленника. По завершении экзекуции у подмосткам подводили лошадь, и "упакованный" всадник отбывал на забаву.
Весили военные доспехи (говорю за XV-XVI века, когда развитие оружейного дела было на пике) обычно меньше, чем турнирные: для пешего боя - порядка 30 кг, для конного - до 40, иногда больше ("лошадиная" броня тянула еще на 40 кг, так что возили рыцарей коняги довольно устрашающего вида). Турнирные, за счет усиления безопасности воюющих, добавляли владельцу нагрузки порядка пяти кило.
Фото из оружейного зала Собрания Уоллеса. Судя по богатой насечке на доспехе, скорей всего, парадный вариант, хотя могу и ошибаться.
В условиях боевых действий латы носили не снимая (избавляясь время от времени от жизненно важных деталей вроде шлема и "нижнепоясных"), но при долгом и напряженном ожидании начала сшибки рыцари, а также тяжеловооруженные пехотинцы могли схалтурить и одеться в доспех не полностью, особенно если противник атаковал внезапно или под покровом ночи. В последние десятилетия тяжелого доспеха это иногда стоило им жизни: "Но более всего странно, что наши новоявленные солдаты смеются над старыми воинами, их доспехами, говоря, что в прошлые времена мы носили на себе чересчур много доспехов, или, как они это называют, кусков железа. Поэтому нынешние пехотинцы носят свои бургиньоты, ожерелья (горже, стоячая защита шеи) и кирасы без наплечников, наручей, рукавиц и набедренников", - сетует в своих "Рассуждениях" (1590 год) сэр Джон Смит, замечая далее, что лишь отказ от доспехов стал причиной для смерти сэра Филипа Сидни, раненого пулей на излете.
Закончу все-таки на мажорных нотах. Вот часть описания реального турнира в Смитфилде, 1390 год: Турнир длился с воскресенья по пятницу. Его открывала процессия из 60 дам, которые вели на серебряных цепях вооруженных рыцарей (что вообще на протяжении всего XIV в. было своего рода «писком» моды). В течение двух дней проходили схватки рыцарей, после чего победителям вручали призы: золотую пряжку - лучшему среди тенанов (рыцарей, бросающих вызов) и золотую корону для лучшего копья среди венанов (рыцарей, отвечающих на вызов тенана). На следующий день, во вторник, на ристалище состоялись бои между сквайрами (еще не посвященными в рыцарское звание дворянами). Призы оруженосцев включали полностью экипированного боевого коня - лучшему венану и сокола - лучшему тенану. В среду проводили смешанные турниры, в которых участвовали рыцари и оруженосцы, а четверг и пятница были отведены исключительно для празднеств, маскарадов и банкетов. Насколько мне известно, современные реконструкторские игрища проходят примерно по тому же плану.
Напоследок - выдержка из "Трактата о проведении турнира" оружейника Йохана Хилла от 1434 года. Судя по всему, официальная часть была для бойцов на редкость медитативным занятием: "...Наутро рыцарь идет к обедне, где священник благословляет его, затем рыцарь пирует со своим сеньором. Затем рыцарь облачается в доспехи и готовится выйти на ристалище. Советник наставляет его, как приличествует обращаться к герольдмейстеру с просьбами и как следует выходить на ристалище, поскольку советник несет ответственность за рыцаря перед маршалом турнира. Затем зачинщик (тенан) направляет советника к герольдмейстеру с просьбой разрешить ему, а также его оружейнику и слугам, несущим инструменты, оружие (копье, длинный и короткий мечи), еду и питье, появиться на ристалище". Дальнейшее - здесь. Наверное, после многочисленных шатаний по ристалищу и присяг, во время которых один из поединщиков мог даже попитаться, а то и покемарить, бойцы не чаяли дождаться схватки.