Старый добрый винил ...

Sep 17, 2015 04:28

Оригинал взят у luganskiy_lgua в Старый добрый винил ...

Виниловый звук и его история: вчера, сегодня, завтра.

5-06-2010, 09:58. Разместил: flabad



Виниловые пластинки - практически у каждого из нас вызывают вполне однотипные ассоциации - проигрыватели времён СССР и пыльные квадратные конверты с дисками (уже давно позабытыми на антресолях, или вынесенные на помойку); некоторые ди-джеи, играющие на виниловых вертушках (вроде бы, как раз, на таких же пластинках); и, из ощущений - характерное потрескивание в динамиках, при воспроизведении...



В этой публикации мы расскажем Вам о некогда самом популярном в мире звуковом носителе, а ныне широко известном в узких кругах аудиофилов и используемом ди-джеями, звуковом формфакторе - виниловых пластинках;
ну, а также - немного об истории звукозаписи и, местами, о самом звуке.

•••



Многие... даже подавляющее большинство считают, что винил остался в прошлом, бесцеремонно вытолканный с арены звуковой эволюции цифрой - CD-дисками и mp3. Но, тем не менее, для винила была, есть и останется своя ниша исключительной востребованности, свой рынок и категория людей, которые не просто предполагают, а на все сто процентов уверены: винил жил, винил жив и винил будет ещё долго жить.

История винила была не менее сложной, чем история любого технического достижения, которому необходимо было преодолеть стереотипы и недоверие народных масс, а также пройти техническую проникновенность в быт этих самых масс. Особенно, если учесть, что судьба пластинок была неотделима от прогресса развития аппаратов, их проигрывающих. Впрочем, и электрические лампочки не сразу заменили собой масляные и газовые фонари... Итак..

•••
Еще в XVI веке делались первые потуги на ниве механической звукозаписи - от банальных музыкальных табакерок и шкатулок, до сложных стационарных часов, полифонов, оркестрионов, башенных курантов и "озвученных" карет. Но на фоне более насущных текущих проблем, всеобщего массового интереса они не вызывали; и в итоге, широкое распространение `музыкальные ящики` получили только в конце XIX, начале XX века. А конкретнее, когда в 1877 г., всем известный Томас Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизведения звука - «фонограф», в котором звук писался на восковой валик тонкой металлической иглой.



Последовавшие усовершенствования помогли изобретению "выйти в люди" и, несмотря на все минусы конструкции, фонографы стали очень популярны. Мгновенно появились звукозаписывающие компании, которые штамповали цилиндры с записями популяных певцов (например, тенора Энрико Карузо), записи политических речей, постановочные чтения книг...

Успех повлёк за собой появление новых моделей. В 1887 году изобретатель Эмиль Берлинер заменил цилиндр на более практичный плоский диск, на котором звуковая дорожка шла спиралью от внешнего края к центру. Своё устройство Берлинер назвал «граммофон».



Технология извлечения звука с пластинки очень проста. Сама по себе звуковая дорожка - это канавка-спираль, с очень плотно друг-к-другу прорезанными витками, с началом на внешнем ободе диска и концом у его центра. У краев спирали - неравные зубчатые края. Нарезается музыка специальным резцом, который, в процессе нарезки, дергается, в зависимости от колебаний звука, подаваемых на этот резец, создавая на дорожке эти самые зубчатые края. По этим вот зазубринам и неровностям и будет плясать игла проигрывателя, передавая все эти колебания на колонки как звук. И всё.



•••
В конце 20-х годов XX века произошла первая революция в мире звукозаписи, когда вместо способа записи через рупор стали пользоваться электроакустическим - через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц.

Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида; затем пластинки некоторое время изготавливали из довольно дорогого эбонита. Но, в 1897 году им на смену пришел диск, на основе воскоподобного вещества "шеллак", вырабатываемого некоторыми азиатскими тропическими насекомыми. Пластинки стали качественней и дешевле, но имели существенный недостаток - по хрупкости они напоминали стекло. Тем не менее, в отсутствии альтернативы, "шеллачные" пластинки выпускались аж до середины XX века. Пока, после 1948 г., не были вытеснены ещё более дешёвыми и гораздо более надежными - из поливинилхлорида или «винила».



3 привычных термина, родом из 30-х
В 1934 году американский радио-комментатор Уолтер Винчелл придумывает словечко «диск-жокей», применительное к его коллеге Мартину Блоку, который в перерывах между новостями вставлял музыку с пластинок, создавая иллюзию, что радиовещание ведется из какого-то танцзала. У этой программы был, просто, бешенный рейтинг! Слово слушателям понравилось и быстро вошло в народный лексикон, в итоге упрощенным до "Dj".

•••
В тех же 30-х появилось понятие "альбом" - альбом исполнителя; музыкальный альбом. И ведь, именно в привязке к грампластинкам. Поскольку на каждой из них тогда помещалось лишь по одной композиции на стороне (да и двусторонними они были далеко не всегда), то часто они продавались в картонных или кожаных коробках, куда их помещался комплект из 10-20 штук. Из-за сходства таких коробок с фотоальбомами, их стали называть "record albums".

•••
Когда крупнейшая и в те годы, и по ныне, и одна из старейших фирм грамзаписи «Columbia Records» впервые выпустила виниловую пластинку, на всего-лишь одну которую - помещался целый альбом из 10-ти обычных пластинок, фирма дала ей название "долгоиграющая пластинка", или "Long Play", "LP", т.е. так - как теперь называются все полноформатные альбомы групп и исполнителей.



Звуковые дорожки на виниловой пластинке под микроскопом
Выпуск винилового лонгплея был успешным приемом в конкурентной борьбой с с активно наводняющими рынок магнитофонами, с магнитофонными лентами в катушках или бобинами, в качестве носителей звука.



Теперь, обретя виниловую форму, пластинки могли воспроизводиться как с помощью стандартных электропроигрывателей и электрофонов, так и на более компактных радиолах; плюс - отпала необходимость хранить и обращаться с пластинками, как с хрусталем... Но главное - это изобретение было сумасшедшим рывком в качестве звука - оно дало возможность значительно расширить диапазон частот - от 50 до 16000 Гц, полностью сохранить тембр звука; увеличить динамический диапазон записи до 50-57 дб; снизить уровень шумов; намного продлить качественное звучание, позволяя записать на одну пластинку множество композиций.

•••
В основном повсеместно выпускались пластинки 3-х диаметров (12″, 10″ и 7″). Хотя, конечно, встречались и другие размеры. Частота вращения может быть 78, 45, 33⅓ и 16⅔ об/мин. Это основные виды различия пластинок по формфактору: диаметр и скорость вращения.




О форматах пластинок чуть подробнее - 3 основных формфактора

•••
Последний революционный этап на пути превращения пластинок в то изделие, что мы называем винилом сейчас, произошел в 1958 году. В одной дорожке было сведено два звуковых канала и два принципа нарезки. Проще говоря, игла ловила вибрации вертикально (правый канал) и горизонтально (левый канал) - и вот, welcome, добро пожаловать в мир стерео-звука!

Последующие годы планомерно расширялись возможности проигрывателей и происходила унификация существующих. В 1971 году появились первые квадрофонические системы, в которых с винила снимался аж четырехканальный звук. Эффект достигался за счет разницы фаз нарезанных на один "борт" дорожки сигналов и конструкции иглы. Но, несмотря на изумительное ощущение объемного звука, распространение квадрофонические пластинки не получили - ибо в данном случае проигрывателю требовались нешуточные аналоговые мозги, для преобразования поканального звука; стоимость которых тогда была неадекватно высокой.

Как бы то ни было усилия изобретателей не пропали даром, ведь именно эти разработки - стали предшественниками системы surround sound и всех современных домашних кинотеатров.



•••
Как уже выше было сказано, в 70-е годы развивалась считывающая диски аппаратура. Например, чтобы минимизировать любой возможный вред, наносимый иглой-звукоснимателем дорожке. К этому моменту уже давно существовали иглы, позволявшие прокрутить под собой одну и ту же пластинку до двух тысяч раз. Вес звукоснимателя уменьшился до 2-5 гр.

А японская фирма ELPJ даже пробовала уже в 1990-х годах, когда компакт-диск уже "кошмарил" винил по всем фронтам, считывать звук лазером. Однако пыль в этом деле оказалась непреодолимой преградой - сколько ни протирай поверхность, полностью от неё не избавишься, а лазер читающий пыльный трек и звук выдает соответствующий.

К слову, для обычной иглы-звукоснимателя, наша фирма грамзаписи "Мелодия" (о которой речь пойдет чуть ниже), рекомендовала владельцам "пластов" чистить диски, намазывая на их поверхность тонкий слой клея ПВХ. Когда тот высыхал, его пленку можно было, аккуратно подцепив, снять с пластинки, вместе со всеми загрязнениями.



•••
К слову о фирме "Мелодия" - ведь, когда-то на просторах СССР виниловое производство было крупнейшим в стране, Европе и, даже, мире...

1 сентября 1910 года произошло событие, ставшее эпохальным для любителей музыки в России - в подмосковной Апрелевке открылась фабрика по производству отечественных граммофонных пластинок.

Завод построили два немецких предпринимателя Готлиб Молль и его сын Иоганн. В первый год было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков под марками Metropol и просто - Record. Они все разошлись по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам в считанные недели. Их стали крутить на свадьбах, именинах, проводах, посиделках, чаепитиях и семейных вечерах. Огромные рупоры граммофонов разносили русские народные песни, частушки, романсы, арии, марши.

Кстати, первые, еще нестандартизированные, пластинки имели для ее фиксации два отверстия в центре, проигрывались от середины к краю, а их диаметр порою достигал полуметра. Размеры иных грамофонов тоже были подстать крупногабаритной мебели..

Новая жизнь фабрики началась после революции, когда Иоганна Молля посадили в «Бутырку», а его производство было национализировано. Только в 1927 году его выпустили и он вернулся в Германию. Кстати, его сын, призванный в Люфтваффе, в 1945 году попал в плен и какое-то время тоже находился в советских лагерях. И тоже затем вернулся в Германию. Но, тем не менее, несколько раз позже приезжал в СССР, в том числе и на знаменитый завод, основанный его отцом и дедом.



В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для революционной пропаганды. По прямому указанию Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями агитационных речей советских руководителей. Было записано и несколько выступлений самого Ленина. К началу 30-х годов преобразованная в завод фабрика, стала производителем №1 пластинок в СССР. Ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как шеллака для производства пластинок не хватало, был придуман интересный сбор вторсырья - часть тиражей пластинок предназначалась только для обмена на осколки старых пластинок, которые пускали в переплавку. Пластинки этих тиражей маркировались «Продаже не подлежит. Обменный фонд».



Новый этап жизни завода начался в 1964 году, когда в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», основным предприятием которой стал Апрелевский завод, выпускавший до 65 % всех отечественных грампластинок. Завод выпускал не только музыкальные записи, но и детские, учебные и образовательные. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на апрелевских пластинках.

К началу 80-х годов на заводе работало 3000 человек, а выпуск пластинок превышал 50 миллионов в год. После 1991 года, когда фирма «Мелодия» развалилась, Апрелевский завод вышел «в открытое плавание», но продержался совсем недолго. Резко стали падать тиражи: 33 миллиона пластинок в 1991 году и всего 10 миллионов в 1992. В 1995 году пришлось полностью прекратить выпуск пластинок и перейти на сборку магнитофонных кассет. Чтобы поддержать людей и сохранить коллектив, на заводе брались за любые предложения производства, вплоть до расфасовки продуктов питания. Странновато тогда выглядели упаковки с вермишелью, производителем которой значился «Апрелевский завод грампластинок».



В 2002 году по решению арбитражного суда Московской области Апрелевский завод грампластинок был признан банкротом. К счастью, удалось хоть частично сохранить богатейшую коллекцию заводского музея, основные экспонаты которой были переданы в Наро-Фоминский историко-краеведческий музей, а часть экспонатов разошлась по школьным музеям и библиотекам города, что-то досталось и детской школе искусств.

Сам завод полностью прекратил свою деятельность, лишь небольшая часть его помещений была арендована или выкуплена сторонними фирмами и организациями. Почти вся остальная огромная территория площадей Апрелевского завода превратилась в разрушенный и заброшенный квартал, словно созданный для съемок постапокалиптичных фильмов. Лишь в 2007 году на бывшей территории завода затеплилась жизнь - открылся небольшой «Музей забытых людей и вещей», в котором частично представлена и история Апрелевского завода грампластинок.

В 2009 году, на волне оптимизма, вызванного популярностью винила у аудиофилов и диджеев, было решено возродить производство. Но насколько известно, пока дело с мертвой точки особо не сдвинулось...

•••
Забыл упомянуть, помимо государственного монополиста в Апрелевке В СССР в 50-70-х годах отдельные - не самые легальные - студии звукозаписи писали те музыкальные произведения, которые по идеологическим соображениям не тиражировала госфирма «Мелодия». Тиражирование производилось на крупноформатных рентгеновских снимках. Отсюда пошло выражение «Танцы на костях», «Джаз на костях» (также такие "самиздатовские" грамзаписи в обиходе назывались «рёбрами» или «записками на рёбрах»).



В те годы записи очень и очень многих исполнителей, например, Beatles или Rolling Stones, можно было послушать только на таких нелегальных подпольных пластинках. Такой оригинальный способ звукозаписи нашёл своё отражение в искусстве, например, в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» есть слова: «Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы»... Процесс записи пластинок «на костях», был продемонстрирован в недавнем фильме Валерия Тодоровского «Стиляги», кстати первоначальное название которого тоже было - «Буги на костях»..



•••
Сейчас производителей виниловых пластинок немного. Из существующих компаний стоит отметить, один из крупнейших в мире, немецкий «Optimal». Помимо того, что сейчас этот завод производит более четырёх миллионов пластинок в год, включая синглы и альбомы всех известных исполнителей, там пытаются возродить эксклюзивное раритетное производство винила. Оборудование директор завода собирает «с бору по сосенке» - что-то из Индии, что-то из России, что-то из стран Европы, а кое-какие агрегаты вообще взяты в аренду из музеев звукозаписи...



•••
В общем и целом, на развитии виниловой индустрии рано ставить крест. Винил уже пережил бобинные магнитофоны, кассетники, уходят уже даже мини-диски, обвально падают продажи CD; а винил - жив. По данным RIAA (Американская Ассоциация Звукозаписывающих Компаний), продажи винила прошли свою низшую точку еще в 2005 году и сейчас показывают всё более устойчивый рост. На этом рынке основными покупателями являются ди-джеи, меломаны, и любители предпочитающие качественное аналоговое звучание. Именно темпы развития данного сегмента наиболее и интересуют сейчас звукозаписывающие компании.

Некогда служившая показателем современного качества на компакт-дисках маркировка DDD - Digital Master, Digital Sound, Digital Record - цифровые запись, микширование, монтаж и изготовление мастера, теряет свою актуальность в процессе простого сравнения звучания (многие рекорд-лэйблы даже уже и не ставят эту маркировку, предпочитая писать - Original Re-Mastering).

•••
Учитывая качество, динамический диапазон, "мягкость" и "теплоту" винилового звука - его высоко ценят аудиофилы по всему миру. Винил - это абсолютно отличное звучание от сухой цифровой записи. При разработке стандарта CD, к сожалению, руководствовались минималистическими соображениями и сейчас любой CD-диск просто не в состоянии вытянуть такое, как говорят меломаны, "прозрачное и теплое звучание", как на старом, добром виниле.






Луганский житель
в социальных сетях




Поддержи материал любой из кнопок и получи +100500 в свою карму!












Previous post Next post
Up